Сотни лет назад люди нашли на берегах реки в Нижних Таволгах уникальную глину, которая не только прославила эти края, но и сделала населенный пункт настоящей достопримечательностью. Многим жителям Урала знакома мастерская «Гончар из Таволог», где гостей вот уже больше 15 лет встречают супруги Сергей и Светлана Масликовы.
В эти дни к ним приехали именитые мастера Свердловской области, которые не раз побеждали в региональных, всероссийских и даже международных конкурсах керамистов, становясь обладателями различных премий. Среди них оказались и представители Кургана, Пермского края и даже далекого Ханты-Мансийска.
«Мы довольно часто собираемся, чтобы поэкспериментировать с керамикой, с различными обжигами, материалами, глазурями и красками. Наша задача – немножко разнообразить керамическую жизнь. Это уже четвертая подобная встреча. И мы очень рады, что география нашего «съезда керамистов» расширяется, а не ограничивается только Екатеринбургом и Нижним Тагилом. Это значит, что мастерам интересно встречаться, обмениваться опытом, пробовать что-то новое», – говорит хозяйка мастерской Светлана Масликова.
Огонь, глина и руки мастеров
В течение четырех дней гончары опробовали несколько видов уральской глины, провели друг для друга мастер-классы по лепке, глазурной росписи, а главное – протестировали изделия на предмет пламенного обжига и обжига в экстремальных условиях. Основным материалом стала глина из Сухого Лога, в которую вмешали добавки, чтобы она могла выдержать обжиг, предполагающий температуру не менее +1200 градусов. Таволожская красная глина, сделавшая известной свердловскую деревню, для таких экспериментов не подходит, ведь при +1100 она начинает плавиться.
Одной из центральных работ, которую керамисты создавали общими усилиями, стала большая скульптура, которую по завершении отправили на сушку, обжечь ее можно будет только через неделю. Вместо нее в специальный кокон, установленный на временной печи из кирпичей силами самих гончаров, отправилась другая скульптура из той же самой глины. Ее сделали ранее и привезли на обжиг друзья Масликовых – владельцы одной из мастерских, специализирующиеся на сувенирной продукции.
«Мы сами хотим в дальнейшем развиваться, но у нас нет возможности разъезжать по выставкам и ярмаркам – много работы, а в выходные дни на экскурсии и мастер-классы приезжают туристы. Поэтому на неделе нам проще собраться, даже на несколько дней», – резюмируют Масликовы.
К слову, у всех из приехавших окунуться в атмосферу совместного созидания есть свои мастерские, свои секреты работы с глиной и большой опыт работы с туристами и детьми. Для них это не просто встреча, а настоящий симпозиум, где единые духом люди создают уникальный созидательный продукт, а сам процесс становится чем-то завораживающим и волшебным.
Глина с металлическом оттенком
От изделий, которые в первые дни слепили и обожгли в специальных печах уральские гончары, разбегаются глаза. Все они необычных форм, цветов и разные на ощупь. На некоторых после обжига проявились щербинки, другие приобрели металлические оттенки и стали похожи на кубки и вазы из меди, а третьи и вовсе превратились в старинные горшки, потемневшие от времени.
«То, что вы видели сейчас – это восстановительный обжиг, форма работы и обработки керамики, при которой глина необычно проявляет себя. Металлы, оксиды, присутствующие в глазурях становятся металлическими, ни в какой другой среде такого эффекта не добиться», – рассказывает Елена Прошко из мастерской «Елка» в Черноисточинске.
В старинном ремесле есть место инновациям
Как отмечают сами участники, кроме гостеприимства таволожских гончаров, им особенно запомнилась лекция мастеров Елены и Александра Максимовых об инновационных технологиях, которые внедряются сегодня в жизнь керамистов.
«Это происходит абсолютно спокойно и логично, ведь зачастую мастера получают такие заказы, изготовление которых не вяжется с традиционными формами лепки. Ребята, используя всевозможные современные технологии – инструменты, 3D-принтеры, лазерные резчики и прочие «навороты», которые комбинируют формы, способствуют выявлению рельефа, – создают совершенно новый продукт. То, что они нам показывали и рассказывали – просто феноменально и очень прогрессивно», – делятся впечатлениями участники симпозиума.
Самым зрелищным моментов под конец творческой встречи стало открытие кокона, где в течение многих часов под пристальным вниманием гончаров «зажаривалась» большая скульптура. Его вскрывали уже после полуночи, запечатлев потрясающие видеокадры «горящей статуи».
Смотрите фоторепортаж из мастерской в Нижних Таволгах, где для гостей и единомышленников всегда открыты двери мастерской семьи Масликовых.