Найти тему
АиФ – Урал

Глина, огонь и инновации. В уральской деревне прошел съезд керамистов

   Глина, огонь и инновации. В уральской деревне прошел съезд керамистов
Глина, огонь и инновации. В уральской деревне прошел съезд керамистов

Сотни лет назад люди нашли на берегах реки в Нижних Таволгах уникальную глину, которая не только прославила эти края, но и сделала населенный пункт настоящей достопримечательностью. Многим жителям Урала знакома мастерская «Гончар из Таволог», где гостей вот уже больше 15 лет встречают супруги Сергей и Светлана Масликовы.

В эти дни к ним приехали именитые мастера Свердловской области, которые не раз побеждали в региональных, всероссийских и даже международных конкурсах керамистов, становясь обладателями различных премий. Среди них оказались и представители Кургана, Пермского края и даже далекого Ханты-Мансийска.

«Мы довольно часто собираемся, чтобы поэкспериментировать с керамикой, с различными обжигами, материалами, глазурями и красками. Наша задача – немножко разнообразить керамическую жизнь. Это уже четвертая подобная встреча. И мы очень рады, что география нашего «съезда керамистов» расширяется, а не ограничивается только Екатеринбургом и Нижним Тагилом. Это значит, что мастерам интересно встречаться, обмениваться опытом, пробовать что-то новое», – говорит хозяйка мастерской Светлана Масликова.

   Фото: «АиФ-Урал»
Фото: «АиФ-Урал»

Огонь, глина и руки мастеров

В течение четырех дней гончары опробовали несколько видов уральской глины, провели друг для друга мастер-классы по лепке, глазурной росписи, а главное – протестировали изделия на предмет пламенного обжига и обжига в экстремальных условиях. Основным материалом стала глина из Сухого Лога, в которую вмешали добавки, чтобы она могла выдержать обжиг, предполагающий температуру не менее +1200 градусов. Таволожская красная глина, сделавшая известной свердловскую деревню, для таких экспериментов не подходит, ведь при +1100 она начинает плавиться.

   Фото: «АиФ-Урал»/ Евгения Гаева
Фото: «АиФ-Урал»/ Евгения Гаева

Одной из центральных работ, которую керамисты создавали общими усилиями, стала большая скульптура, которую по завершении отправили на сушку, обжечь ее можно будет только через неделю. Вместо нее в специальный кокон, установленный на временной печи из кирпичей силами самих гончаров, отправилась другая скульптура из той же самой глины. Ее сделали ранее и привезли на обжиг друзья Масликовых – владельцы одной из мастерских, специализирующиеся на сувенирной продукции.

«Мы сами хотим в дальнейшем развиваться, но у нас нет возможности разъезжать по выставкам и ярмаркам – много работы, а в выходные дни на экскурсии и мастер-классы приезжают туристы. Поэтому на неделе нам проще собраться, даже на несколько дней», – резюмируют Масликовы.

К слову, у всех из приехавших окунуться в атмосферу совместного созидания есть свои мастерские, свои секреты работы с глиной и большой опыт работы с туристами и детьми. Для них это не просто встреча, а настоящий симпозиум, где единые духом люди создают уникальный созидательный продукт, а сам процесс становится чем-то завораживающим и волшебным.

   Фото: «АиФ-Урал»/ Евгения Гаева
Фото: «АиФ-Урал»/ Евгения Гаева

Глина с металлическом оттенком

От изделий, которые в первые дни слепили и обожгли в специальных печах уральские гончары, разбегаются глаза. Все они необычных форм, цветов и разные на ощупь. На некоторых после обжига проявились щербинки, другие приобрели металлические оттенки и стали похожи на кубки и вазы из меди, а третьи и вовсе превратились в старинные горшки, потемневшие от времени.

   Фото: «АиФ-Урал»/ Евгения Гаева
Фото: «АиФ-Урал»/ Евгения Гаева

«То, что вы видели сейчас – это восстановительный обжиг, форма работы и обработки керамики, при которой глина необычно проявляет себя. Металлы, оксиды, присутствующие в глазурях становятся металлическими, ни в какой другой среде такого эффекта не добиться», – рассказывает Елена Прошко из мастерской «Елка» в Черноисточинске.

В старинном ремесле есть место инновациям

Как отмечают сами участники, кроме гостеприимства таволожских гончаров, им особенно запомнилась лекция мастеров Елены и Александра Максимовых об инновационных технологиях, которые внедряются сегодня в жизнь керамистов.

«Это происходит абсолютно спокойно и логично, ведь зачастую мастера получают такие заказы, изготовление которых не вяжется с традиционными формами лепки. Ребята, используя всевозможные современные технологии – инструменты, 3D-принтеры, лазерные резчики и прочие «навороты», которые комбинируют формы, способствуют выявлению рельефа, – создают совершенно новый продукт. То, что они нам показывали и рассказывали – просто феноменально и очень прогрессивно», – делятся впечатлениями участники симпозиума.

Самым зрелищным моментов под конец творческой встречи стало открытие кокона, где в течение многих часов под пристальным вниманием гончаров «зажаривалась» большая скульптура. Его вскрывали уже после полуночи, запечатлев потрясающие видеокадры «горящей статуи».

Смотрите фоторепортаж из мастерской в Нижних Таволгах, где для гостей и единомышленников всегда открыты двери мастерской семьи Масликовых.