Найти тему
Милосерд

Как получить компенсацию, если автомобиль поврежден из-за наезда на яму?

авто
авто

Да, дороги в России уже не так плохи, как десять или двадцать лет назад, но покрытие оставляет желать лучшего. С одной стороны, причины объективны: перепады температур, сложный климат. С другой стороны, далеко не всегда обслуживающие компании проявляют рвение в выполнении задач.

Можно ли получить компенсацию, если машина получила урон от плохой дороги? Ответ на этот вопрос зависит от различных обстоятельств. Согласно ПДД, подобная авария относится к дорожно-транспортным происшествиям. Следовательно, риск может либо покрываться КАСКО, либо убытки могут быть взысканы с виновника – но не всегда.

Как получить компенсацию, если автомобиль поврежден из-за наезда на яму?

Попал в яму и повредил машину: что делать?

Многие водители сразу меняют колесо, уезжают по своим делам, а через несколько дней (или недель) начинают шевелиться. Так делать нельзя: если мы говорим про ДТП, оно должно быть правильно зафиксировано. О безопасности забывать тоже не стоит, так как аварии часто происходят при оформлении происшествий.

Действия водителя при наезде на яму:

Выставить знак аварийной остановки и не покидать место ДТП. Нужно обозначить себя (в том числе включить «аварийку»), чтобы не стать жертвой более серьёзного происшествия.

Вызвать полицию. Фиксацией ДТП у нас занимается только ГИБДД, поэтому придётся обратиться к инспекторам.

Оформить протокол осмотра. В документах важно отразить габариты ямы (размер, глубину), а также состояние дорожного полотна (поврежденная часть обозначена или нет, имеются ли знаки).

Установить собственника дороги (обслуживающую организацию) и предъявить претензии. Чаще всего у полотна есть владелец, который и несёт ответственность за подобные нарушения. Допустимо написать письмо, лучше всего – заказное.

При отказе решить вопрос в добровольном порядке – идти в суд. Придётся проводить оценку стоимости повреждений, что тоже потребует затрат.

Вариант 1. У собственника дороги (обслуживающей организации) есть страховка

По-своему счастливый случай, если владелец участка имеет полис, срок действия которого не истёк. Документ, фиксирующий происшествие, всё равно нужен, поэтому без вызова полиции не обойтись. Дальше процедура стандартна: машину осмотрят представители страховщика, насчитают компенсацию. Быть может, цифра не всегда порадует владельца, но хоть какую-то сумму он получит.

Соблюдайте следующие рекомендации:

Не проводите ремонт, пока ущерб не будет установлен оценщиком. Повреждённые детали (например, декоративную отделку капота, защиту двигателя) тоже нужно приберечь, так как они подлежат осмотру.

При несогласии со стоимостью убытков, обратитесь к услугам независимого эксперта. Хотя услуга платная, по правилам страхования она тоже подлежит возмещению. Заключение независимого эксперта может служить доказательством при обращении в суд.

Вариант 2. У собственника дороги (обслуживающей организации) отсутствует страховка

Эта ситуация куда хуже, потому что деньги придётся требовать напрямую с владельца дороги или компании, которая должна заниматься обслуживанием. Полис бывает лишь в редких случаях: куда чаще страховка отсутствует. О серьёзности проблемы говорит большое количество исков, находящихся в судах.

Ведь если у причинителя вреда нет страхового полиса, потребуется приложить много усилий для компенсации убытков. Написание иска в суд и участие в заседаниях потребует услуг юриста. И всё же, свет в конце тоннеля есть, особенно если дорога принадлежит финансово благополучной компании.

Важно! В иске нужно ссылаться на нарушение правил содержания дорог. Одного лишь факта причинения вреда недостаточно для взыскания убытков.

Альтернатива судам: КАСКО

Больше всего повезло тем, кто заключил договор добровольного автострахования. Полис КАСКО распространяется и на аварии, возникшие вследствие ненадлежащего состояния дорожного полотна. Объём рисков зависит от договора, но чаще всего подобные происшествия покрываются страховкой.

Полис КАСКО может включать следующее:

Выезд аварийного комиссара на место ДТП. Сотрудник поможет зафиксировать происшествие так, чтобы избежать неприятностей в будущем.

Эвакуация к месту ремонта. Порой из-за глубоких ям разбивается подвеска, и машина не может продолжать движение.

Компенсация убытков в пределах суммы полиса. Наконец, самое важное – это восстановление машины в исходное состояние.

Дополнительно полис КАСКО может покрывать и такой риск, как повреждение лобового стекла от камней. Подобное тоже зачастую связано с ненадлежащим покрытием дорог. Однако такой риск должен быть напрямую оговорен полисом, так как разбитие стекла камнем не относится к категории ДТП.

Всегда ли можно рассчитывать на компенсацию без КАСКО?

Обращение за взысканием вреда в ряде случаев обречено на провал. Чаще всего это связано либо с неустановлением виновника, либо с его финансовой несостоятельностью. Но иногда владелец дороги вполне легитимно может держать её в плохом состоянии. Этот фактор тоже нужно учитывать при решении вопроса об обращении в суд.

Компенсацию с виновника не получить, если:

Дорога никому не принадлежит. В России – огромное количество проездов и путей сообщения, которые формально ни к кому не относятся. Раз нет виновника, то и претензии некому предъявлять.

Ведутся ремонтные работы, о чём есть предупреждение. Если наезд на яму произошёл во время обслуживания дороги, то суд, вероятнее всего, не займёт его сторону. Особенно если был нарушен скоростной режим.

Повреждённый участок местности был обозначен. Наконец, если были приняты меры по минимизации или устранению вреда, то владелец дороги (обслуживающая компания) ответственность за повреждения не несёт. Например, если имелись знаки, конусы, отбойники и сигнальные таблички.

Владельцам дорогих машин лучше оформить полис КАСКО, а всем остальным – двигаться аккуратно, если состояние полотна оставляет желать лучшего.