Найти тему
ПравозащитникИнфо

Если банк незаконно списал деньги со счета: как действовать

Фото: ПравозащитникИнфо
Фото: ПравозащитникИнфо

Наверное, бывали случаи, когда с банковского счета необоснованно списываются денежные средства. Но не каждый знает, что нужно предпринять для оперативного возврата незаконного удержания

Во-первых, следует сразу позвонить в банк или подойти лично в отделение банка и сообщить сотруднику кредитной организации о неадекватности списания, потребовать возврата. В случае отказа в возврате следует запросить письменный ответ, на основании какого акта были списаны деньги и согласно какому закону или банковской инструкции. Возможно, уже на этом этапе ситуация прояснится и деньги вернут.

Во-вторых, в случае отказа в возврате следует направить в банк претензию в письменной (заказным с уведомлением или лично с проставлением печати о принятии на вашей копии) или цифровой форме, указать все реквизиты договора с банком, размер денежных претензий, суть требований, реквизиты банковского счета и список приложений к заявлению. У банка имеется 15 рабочих дней для ответа клиенту. Если ответа нет, идем далее.

Третьим шагом должно стать направление претензии финансовому омбудсмену в письменной или электронной форме. Он разрешает споры потребителей при размере требований не более 500 тыс. рублей (если более 500 тыс. рублей – то направляется иск сразу в суд). Омбудсмен в течение 15 рабочих дней должен решить вопрос либо в заочной форме для заявителя, либо в очной форме с участием сторон при использовании Интернет-технологий.

Какие решения могут быть приняты на этом этапе?

Омбудсмен может принять решение удовлетворить полностью или частично требования гражданина либо отказать в них. Кредитные организации обязаны выполнять решения финансового уполномоченного. Если не исполняют, тогда уполномоченный выдаст гражданину документ с силой исполнительного листа, и по нему автоматически будет произведено списание с банка в пользу заявителя.

И последняя инстанция – это суд. В суд потребуется обращаться в случае отказа финансового уполномоченного в удовлетворении требований/несогласия с решением финансовым омбудсменом или же при сумме претензий заявителя от 500 тысяч рублей. Иск от граждан направляется мировому судье (при цене иска до 50 тыс. рублей, а по спорам о защите прав потребителей – до 100 тыс. рублей) или в районный суд (во всех остальных случаях). Обычно иски подаются по месту нахождению ответчика (в данном случае это юридический адрес банка), но по спорам о защите прав потребителей иск может быть подан также по месту жительства гражданина (в этом случае иск не облагается пошлиной).

Отметим, что на каждом этапе претензионных действий сотрудники банка могут выйти с предложением мирного урегулирования конфликта, так что обжаловать незаконные списания, в любом случае, практически и юридически целесообразно.

Все материалы издания "ПравозащитникИнфо" здесь https://pravozashitnik.info/