Найти тему
МК

У Трампа появилась женщина-враг: «Белая ворона» или «паршивая овца»

До президентских выборов в США еще два года, но страсти кипят уже сейчас нешуточные. Дональд Трамп, чье поместье на днях обыскали агенты ФБР, томит своих сторонников ожиданием – когда же он объявит о выдвижении своей кандидатуры. Между тем в рядах Республиканской партии у экс-президента Америки объявилась конкурентка. Возможность баллотироваться на пост главы государства рассматривает Лиз Чейни. Кто эта женщина, бросившая вызов не только Трампу, но и большинству республиканцев? И каковы ее шансы на успех? Попробуем разобраться.

Конгрессвумен-республиканка Лиз Чейни объявила, что рассматривает возможность баллотироваться в Белый дом, чтобы всеми силами помешать Дональду Трампу выиграть еще один срок на посту президента США.

Дав понять о наличии у себя президентских амбиций, Чейни, судя по всему решила обратить в свою выгоду собственный проигрыш, подняв внутри консервативного лагеря флаг антитрамповского восстания. “Политическая жизнь Лиз Чейни, похоже, заканчивается – и только начинается”, – под таким заголовком на днях опубликовало статью издание The Washington Post.

На днях Чейни решительно проиграла республиканские праймериз в штате Вайоминг и теперь теряет свое место в Конгрессе США. Поддерживаемая Трампом претендентка Харриет Хагеман опередила соперницу почти на 40 процентных пунктов, поскольку республиканские избиратели отомстили Чейни за ее голосование за импичмент Трампу и за то, что она сосредоточилась на своей роли в специальном комитете Палаты представителей, расследующей штурм Капитолия 6 января 2021 года.

Эта группа законодателей, вице-председателем которой является республиканка Чейни, расследует роль Дональда Трампа в тщетной попытке остаться на своем посту после поражения от Джо Байдена и в разжигании мятежа в Капитолии сторонниками экс-президента в январе прошлого года.

Проигрыш на республиканских праймериз в Вайоминге для Чейни сюрпризом не стал. Она давно ожидала, что уступит победу в штате — а вместе с ней и свое место в Палате представителей США — кандидату, поддерживаемом Трампом. Но свое поражение она использует в качестве старта для игры с более высокими ставками.

На днях 56-летнюю Лиз Чейни в программе NBC Today спросили, не думает ли она о том, чтобы баллотироваться в президенты. Она не ответила на вопрос прямо, но, когда на ее нажали во второй раз, признала, что да: «Я думаю об этом и приму решение в ближайшие месяцы».

Чейни заявила, что «сделает все возможное, чтобы не допустить Дональда Трампа в Овальный кабинет». После того, как ее поражение от Хагеман было подтверждено, помощники сообщили, что Лиз Чейни планирует создать собственный комитет политических действий.

«В ближайшие недели Лиз создаст организацию, чтобы информировать американский народ о сохраняющейся угрозе нашей республике и мобилизовать объединенные усилия для противодействия любой кампании Дональда Трампа на пост президента», — заявил представитель Чейни Джереми Адлер.

Согласно информации NBC, новая организация будет называться «Великая задача» — так называлась последняя речь Чейни перед избирателями в Вайоминге с отсылкой к Геттисбергской речи Авраама Линкольна.

Лиз Чейни изложила свои приоритеты на следующие несколько месяцев, прежде чем покинуть Палату представителей в январе. В частности, она выразила обеспокоенность тем, что Республиканская партия оказалась поражена “культом личности” (нетрудно догадаться, что это выпад в сторону Трампа).

«Мы должны вернуть эту партию туда, где мы принимаем ценности и принципы, на которых она была основана. И говорить о фундаментальных вопросах гражданского права, фундаментальных вопросах того, что значит быть конституционной республикой», – призывает Чейни.

Выглядящая сейчас своего рода “белой вороной” в партии Лиз Чейни заодно обрушилась и на лидера республиканцев в Палате представителей Кевина Маккарти, который стал организатором ее отстранения от руководства партии в мае 2021 года после того, как она осудила заявления Трампа об “украденных” выборах. Она выразила убеждение, что «республиканская партия сегодня находится в очень плохом состоянии».

«Дональд Трамп предал избирателей-республиканцев, – неистовствует Чейни. – Он лгал им. Тем, кто поддерживает его, солгали, и используют народный патриотизм против них. На патриотизме людей наживаются... Я считаю, что Дональд Трамп продолжает представлять очень серьезную угрозу, риск для нашей республики, и я думаю, что для его победы потребуется широкий и единый фронт республиканцев, демократов и независимых. Это то, частью чего я намерена стать».

Ей предстоит нелегкая и одинокая борьба внутри партии за достижение этой цели, поскольку подавляющее большинство республиканских законодателей либо твердо поддерживают Трампа, либо воздерживаются от его критики.

«Конечно, Чейни продолжит идентифицировать себя как республиканка, но она определенно окажется на периферии своей партии: то, что когда-то было маргинальным, теперь стало центром, а то, что было в центре сделалось маргинальным», — цитирует Financial Times старшего научного сотрудника Американского Институт предпринимательства Мэтта Континетти.

Запрос Лиз Чейни на лидерство в Республиканской партии, а там – и на уровне Соединенных Штатов – это не сиюминутный каприз. Аналитики говорят, что у нее разработана долгосрочная стратегия стать лидером республиканцев в эпоху после Трампа.

У Лиз Чейни неплохой бэкраунд для президентских амбиций. Она не только представительница политической династии, старшая дочь бывшего вице-президента республиканца Дика Чейни, но и сама по себе успела завоевать известную репутацию в американской политике – занимала несколько должностей в Государственном департаменте при администрации Джорджа Буша-младшего, в частности, в качестве заместителя помощника госсекретаря по делам Ближнего Востока.

И все-таки тень ее отца падает на фигуру противницы Трампа. “Когда вы изучаете стиль речи члена палаты представителей Лиз Чейни (республиканка от штата Вайоминг) — непоколебимый тон голоса, даже когда она произносит ужасные предупреждения о ненадежности американской демократии, легкий наклон ее головы вперед, когда она фиксирует на слушателях своей взгляд, неторопливая интонация в ее упреках отрицателям выборов, даже сжатая челюсть — невозможно не увидеть ее отца Дика Чейни, – пишет The Washington Post. – Манеры и стиль бывшего вице-президента навсегда остались в его дочери”.

Чейни считается представителем республиканского истеблишмента, одним из лидером неоконсервативного крыла партии и “ястребом” во внешней политики (до такой степени, что она выступает против политики неприменения ядерного оружия первым, но зато защищает практику применения американскими спецслужбами пыток). Во времена правления Трампа она критически относилась к внешней политике его администрации, но при этом решительно голосовала в поддержку ее общей повестки дня.

В определенный момент Лиз Чейни выступила даже не в роли “белой вороны”, а “паршивой овцы” с точки зрения многих республиканских однопартийцев: поддержала второй импичмент Дональда Трампа за его роль во штурме Капитолия США в 2021 году. За это ее попытались отстранить от руководства партии, и хоть не с первой попытки, это сторонникам экс-президента удалось, воспользовавшись поддержкой лидера республиканского меньшинства в Палате представителей Кевина Маккарти. Ввиду откровенной ненависти со стороны части республиканцев Лиз Чейни пришлось потратить 58 тысяч долларов на частную охрану.

Зато в июле прошого года демократка Нэнси Пелоси назначила Чейни членом специального комитета Палаты представителей по нападению на Капитолий 6 января, а через два месяца она стала заместителем председателя комитета.

Ну, а пока раскольническая, с точки зрения сторонников Трампа, позиция Лиз Чейни стоила ей проигрыша в республиканских праймериз в Вайоминге, а, стало быть, и места в Палате представителей. И в настоящий момент ее перспективы выглядят туманными.

Так Лиз Чейни стала “чужой среди своих и своей среди чужих”. Правда, по мнению экспертов, она остается убежденным консерватором – и демократам, которым нравится ее оппозиция Трампу, никогда не понравится ее политика. Как пишет по этому поводу The Washington Post, “присутствие Чейни в американской политике одновременно и приятно, и неприятно. Ее консервативные политические предпочтения неоспоримы. То, за что она голосовала, травмируют либералов”.

А как отмечает Financial Times, семейная связь Чейни с администрацией Джорджа Буша-младшего, а также ее стойкая правая позиция по таким вопросам, как аборты, могут оттолкнуть некоторых левоцентристских избирателей, даже несмотря на то, что уважение к ней среди либералов выросло, поскольку она боролась за то, чтобы привлечь Трампа к ответственности.

Если она будет баллотироваться в президенты, гнев против нее со стороны правых только усилится, независимо от того, будет ли она противостоять Трампу за выдвижение кандидатом от республиканцев или в качестве независимого кандидата.

“После 6 января у Чейни был выбор между политической жизнеспособностью, которая включала бы смягчение ее возмущения ложью Трампа о выборах 2020 года, или политическим самоубйиством, – пишет автор аналитической колонки в издании Politico. – Она выбрала зрелищный акт самосожжения — осветив ночное небо, как ядерный реактор в начале мини-сериала HBO «Чернобыль». Это был замечательный проигрыш. Редко кто из выборных должностных лиц готов пожертвовать своей должностью из-за глубокого принципа. Чейни сделала это без колебаний. История запомнит ее с любовью и лучше, чем других членов ее партии, которые повторяли или терпели ложь только для того, чтобы сохранить или получить политическую власть. Тем не менее, она, несомненно, отрезала себя от возможности оказывать положительное влияние на направление Республиканской партии через избирательную политику. Если она будет баллотироваться в президенты либо на праймериз Республиканской партии, либо как независимый кандидат на всеобщих выборах, усилия будут в лучшем случае пустыми и, возможно, весьма разрушительными”.

Пока сложно сказать, что произойдет в 2024 году – до него еще надо дожить. Но пока наблюдатели считают, что у Лиз Чейни будет мало шансов на победу, но зато она сможет отобрать у Трампа решающие голоса.

Автор: Андрей Яшлавский