Найти тему
Евгений Маслак

Сплав по Москве-реке, 3 дня, 3 ночи, сентябрь 2006 года

Первый настоящий поход был более чем успешен. Впечатлений - море. А это значит, что нужно снова брать лодку и вперед - на Москву-реку!

В прошлый раз мы доплыли до села Кожино, отсюда же и продолжим. К сожалению, наш третий участник отвалился и вторую лодку мы решили не брать. Сплаваем и на одной.

Приехали под вечер, забрались на остров и сразу легли спать. На утро собрались и отплыли. К вечеру - начали ощутимо мерзнуть. Уже в сумерках мы замерзли окончательно! С местом стоянки повезло - огромный по меркам верховий Москвы остров с лесом и полянами, чуть выше по течению от села Хрущево. Мы для себя его прозвали Рыбачий, а на Викимапии он называется совсем по другому, и для объяснения названия приводится великолепно мозголомная легенда!

Сначала нам остров показался неуютным - уж больно много следов людей, костровища, мусор, деревья то ли подрубленные, то ли подпиленные. Но это уже не важно, выбираем место поуютнее, разжигаем костер, ставим палатку, кушаем ужин и наконец-то согреваемся. Теперь пора спать.

О самой ночи тоже есть, что рассказать. Привожу выдержку шестнадцатилетней давности из "судового журнала": "Ночь на острове Рыбачьем была бурной и фееричной. Не подумайте плохого - просто палатка стояла на неровной поверхности и температура была около нуля. Приходилось просыпаться, вертеться с боку на бок и кутаться, результатом этих неудобств были фантастические, ярчайшие сны! Мне снилось, что я должен утром встать и сфотографировать мощный туман. Я встаю, выхожу из палатки, рядом Юрич, но вместо лесистого левого берега - огромная промзона! Я думаю - вот бы еще больше градирен было бы на горизонте, и они появляются. Потом я взлетаю и лечу над огромной, поражающей воображение, красивейшей промзоной, потом приземляюсь и мы отправляемся исследовать это чудо... Уф. Словами этого не опишешь! В шесть утра меня разбудил Серега и указал на открывающийся из палатки вид. Вид был следующим - пять метров заиндевевшей травы а потом мощная стена тумана. Ни берегов, ни воды, ни неба видно не было. Мы находились в облаке, которое опустилось на ночевку на том же острове, что и мы. Заставить себя сфотографировать это зрелище я не смог и снова провалился в сон. Утром мы проснулись, разожгли потухший костер, позавтракали и отправились гулять по острову..."

Только утром второго дня я наконец-то взялся за фотоаппарат. Даже за два.

01. Вот там справа вместо леса у меня во сне была промзона. Так же видны остатки ночного тумана. Это, кстати, негативная пленка.
01. Вот там справа вместо леса у меня во сне была промзона. Так же видны остатки ночного тумана. Это, кстати, негативная пленка.
02. А это уже - "цифра".
02. А это уже - "цифра".

03. А это иней от ночных заморозков.
03. А это иней от ночных заморозков.
04. Лодка тоже вся в инее была, но уже начала "отходить".
04. Лодка тоже вся в инее была, но уже начала "отходить".

Обратите внимание на бытовые подробности - воду для питья берем прямо из Москвы-реки, фильтруем обычным бытовым угольным фильтром кувшинного типа, потом кипятим в котелке на костре.

05. Идем исследовать остров.
05. Идем исследовать остров.
06. Остров неплохо так зарос деревьями.
06. Остров неплохо так зарос деревьями.
07. Лугам и полянам тоже нашлось место.
07. Лугам и полянам тоже нашлось место.
08. Солнце только-только показалось из-за леса, еще не греет толком.
08. Солнце только-только показалось из-за леса, еще не греет толком.
09. Тут и там все еще виден сизый налет инея.
09. Тут и там все еще виден сизый налет инея.
10. Зато деревья уже купаются в теплом свету.
10. Зато деревья уже купаются в теплом свету.
11. Туман постепенно уходит.
11. Туман постепенно уходит.
12. Можно зайти в чащу и там заблудиться. Шутка.
12. Можно зайти в чащу и там заблудиться. Шутка.
13. Внезапный гость аж с североамериканского континента - колючеплодник или эхиноцистис лопастный!
13. Внезапный гость аж с североамериканского континента - колючеплодник или эхиноцистис лопастный!
14. А это что за безобразие со стволами деревьев?
14. А это что за безобразие со стволами деревьев?
15. Нужно зафотодокументировать. Интересно кстати, где Серегины фотки с цифромыльницы, сохранились ли?
15. Нужно зафотодокументировать. Интересно кстати, где Серегины фотки с цифромыльницы, сохранились ли?
16.Топор ли это рыбака или зубы бобра постарались? Вот в чем вопрос.
16.Топор ли это рыбака или зубы бобра постарались? Вот в чем вопрос.
17. Рубили, пилили или грызли?
17. Рубили, пилили или грызли?
18. Бобровая стружка или отходы заготовки рыбацких дров?
18. Бобровая стружка или отходы заготовки рыбацких дров?
19. Лезвия ли стальные али зубы костяные?!
19. Лезвия ли стальные али зубы костяные?!
20. Нет ответа. Не боброведы мы ни разу. Кого винить за губленный лесок - непонятно.
20. Нет ответа. Не боброведы мы ни разу. Кого винить за губленный лесок - непонятно.
21. Мечемся среди погрызенных деревьев.
21. Мечемся среди погрызенных деревьев.
22. Натыкаемся на чужие стоянки.
22. Натыкаемся на чужие стоянки.
23. Ай-яй-яй!
23. Ай-яй-яй!
24. Пора, наверное, уже и позавтракать.
24. Пора, наверное, уже и позавтракать.
25. Солнце все выше, воздух все теплее.
25. Солнце все выше, воздух все теплее.
26. Можно просушить одежду.
26. Можно просушить одежду.
27. Вот наш нехитрый лагерь.
27. Вот наш нехитрый лагерь.
28. Костер.
28. Костер.
29. Да простецкая палатка.
29. Да простецкая палатка.
30. Зато спуск к воде весьма удобный.
30. Зато спуск к воде весьма удобный.
31. Доброе утро!
31. Доброе утро!

Интересно, что в этом водном походе я снимал только привалы да лагеря. И то не все! Видимо, очень был занят. Или вдохновения не было.

В общем, отчалили мы от Рыбачьего острова Бобровой Любви и снова поплыли вниз по течению. К обеду мы оказались в знакомых местах - в широко известном в узких кругах "Полушкино". Мы уже плавали отсюда жарким майским днем, о чем есть и отчет, и видеоролик. А вот теперь наблюдаем знакомые места ранней осенью.

32. Привал на левом берегу, на траверзе усадьбы Полушкино.
32. Привал на левом берегу, на траверзе усадьбы Полушкино.

33. Золотая осень еще не началась, но уже чувствуется, что не лето это вовсе - солнце низковато.
33. Золотая осень еще не началась, но уже чувствуется, что не лето это вовсе - солнце низковато.
34. Борщевичок.
34. Борщевичок.
35. Чуть в стороне кто-то играет... в какую-то спортивную игру. Возможно экипаж катамарана, который лежал тут же, на берегу. Но катамаран я почему-то не сфоткал.
35. Чуть в стороне кто-то играет... в какую-то спортивную игру. Возможно экипаж катамарана, который лежал тут же, на берегу. Но катамаран я почему-то не сфоткал.

По уже знакомым, но почему-то неузнаваемым местам поплыли дальше. Начало вечереть и холодать, а подходящего для стоянки острова нет. И в памяти о предыдущем сплаве тоже нет острова! Пришлось ночевать просто на берегу. Причем на крутом. Высокий левый берег у села Рязань. Фотографии не очень передают крутизну уклона, но поверьте на слово - лагерь разбивать там было неудобно. Но мы справились!

36. Поднялись по склону наверх - там начинается закат и заканчивается полевая дорога. А мы слева по кадру, среди деревьев теряемся так, что и костра не видно сверху.
36. Поднялись по склону наверх - там начинается закат и заканчивается полевая дорога. А мы слева по кадру, среди деревьев теряемся так, что и костра не видно сверху.
37. Лагерь на склоне.
37. Лагерь на склоне.
38. Костер капризничает - дрова трухлявые и сырые.
38. Костер капризничает - дрова трухлявые и сырые.
39. То дымит, то тухнет, то вообще котелок с водой прямо в костер уронили...
39. То дымит, то тухнет, то вообще котелок с водой прямо в костер уронили...
40. Но ничего, победили и костер. Будет нам горячий ужин в холодный вечер!
40. Но ничего, победили и костер. Будет нам горячий ужин в холодный вечер!

Ночь снова наполнилась сумасшедшими снами. Записи "судового журнала" привожу с сокращениями: "Структура сна была кинематографичной. Кадр первый: мы с Серегой то ли едем на ГАЗ-67, то ли плывем на своей лодке мимо домов в оккупированной немецко-фашистскими захватчиками деревеньке. Мы то ли партизаны, то ли рядовые солдаты в глубоком тылу врага. Нам грозит опасность и нам очень хочется есть! А по берегам (или по краям дороги) местные жительницы то ли сушат яблоки, то ли моют яблоки, то ли варят варенье из яблок. Мы злы на них, они якобы "продались" немцам. Мы украли у них пару яблок и с удовольствием съели. И вот мы приезжаем (приплываем) на площадь, где показывают кино. Там очень красивая российская актриса играет вместе с Аленом Делоном. Актриса - изящная блондинка, чем-то напоминает молодую Светлану Светличную, но другая. Мы с Серегой обсуждаем, можно ли влюбиться в такую женщину, и приходим к выводу, что влюбится, пожалуй, не сможем, а вот получать эстетическое наслаждение от созерцания такой красивой женщины очень даже можем! Кадр второй. Я - бродяга. Не бомж, а просто "вольный странник". Время уже мирное. Я прихожу в незнакомый город, там на площади выкопан глубокий котлован, из которого при помощи маленьких проходческих щитов копают коллекторы для теплотрассы. Тоннелей и труб очень много, каждый тоннель рассчитан на пропуск одной трубы, все в разных уровнях - занятная путаница! Я спускаюсь в котлован, и вижу там ту же блондинку из кино, тут она прораб. Я замечаю, что я ей нравлюсь, более того, она дает мне работу - что-то связанное с документацией и чертежами! Кадр третий. Я у блондинки дома. Обычная квартира в панельном доме, две или три комнаты, небогатая, но ухоженная. В квартире живет ее мама - та самая актриса, уже подурневшая и постаревшая. Блондинка рассказывает мне, что мать расстраивается из-за того, что ее вспоминают только по фильму с Аленом Делоном, хотя она снималась во многих других. Кадр четвертый. Я иду по улице этого городка, прохожу мимо какого-то здания. Вдруг крики: "Вадим Михайлов выходит!". Из дверей здания вываливается толпа репортеров, фотографов, тележурналистов, все ждут выхода Вадима. И вдруг выходит Сам... Ужасающее зрелище! Огромное, обрюзгшее, рыхлое грушевидное тело покрыто суконным костюмом грязно-коричневого цвета. На лице несуразные очки, волосы сальные, спутанные, лицо прыщаво. Все его очень боятся и обращаются исключительно "Вадим Вячеславович". Вдруг мимо меня из толпы зевак проходит один мой знакомый, подходит к ВадМиху и со злостью бьет его кулаком в лицо! Михайлов поначалу отшатнулся, но потом ухмыльнулся, схватил знакомого в свои огромные лапы и [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]. Знакомый кричит от боли, ВМ кидает его на землю, он катается по земле от боли, рядом с ним стонет тощий мужичек с точно такой же травмой... Меня охватывает неописуемый ужас от увиденного гадкого зрелища, я не могу двинуться. ВадМих хохочет и бормочет угрозы. Кадр пятый. Я хожу по квартире блондинки в домашней одежде и на ходу чищу зубы. А потом я проснулся".

Бодрит даже шестнадцать лет спустя!

41. Пока из головы выветриваются киносны, можно наблюдать вот такой вид из палатки на Москву-реку. И снять уже не негативную, а на слайдовую пленку! Вроде бы легендарная Velvia.
41. Пока из головы выветриваются киносны, можно наблюдать вот такой вид из палатки на Москву-реку. И снять уже не негативную, а на слайдовую пленку! Вроде бы легендарная Velvia.
42. Сквозь деревья пробивается солнце.
42. Сквозь деревья пробивается солнце.
43. А это значит, что пора купаться!
43. А это значит, что пора купаться!
44. Водичка - бодрит.
44. Водичка - бодрит.

И здесь всплывает еще одна выдержка из "судового журнала": "Тут на противоположный берег приезжает машина с семьей: мама-папа-маленький ребенок! А купаемся-то мы голышом (ибо плавки просто негде и некогда сушить). Выйдя из воды и сныкавшись за палатку для переодевания, Серега предложил включить через мощную звукоусилительную систему песню "Шаровары Вячеслава", выйти голышом, надеть на голову медвежьи маски, взять в руки балалаечки и сплясать для отдыхающей семьи. Но реквизита у нас не было, и на эту великолепную идею пришлось забить".

Вот такая грубая правда любительских водных походов в средней полосе России. Может быть, просто снами навеяло...

45. Солнце еще невысоко.
45. Солнце еще невысоко.
46. Зачем я потратил пленку на этот не очень удачный кадр растения - я не знаю. Я даже не назову, что это такое - ну, видимо, кто-то из Яснотковых отцвел.
46. Зачем я потратил пленку на этот не очень удачный кадр растения - я не знаю. Я даже не назову, что это такое - ну, видимо, кто-то из Яснотковых отцвел.
47. Если что-то провалилось в тени у Вельвии - оно там и останется.
47. Если что-то провалилось в тени у Вельвии - оно там и останется.
48. Этому графическому материалу я не могу подобрать художественного описания, поэтому напишу, как есть. Это анимированная гифка, собранная из нескольких кадров, снятых с рук на слайдовую пленку Fujichrome Velvia 100. В кадре Серега валяет трухлявое бревно.
48. Этому графическому материалу я не могу подобрать художественного описания, поэтому напишу, как есть. Это анимированная гифка, собранная из нескольких кадров, снятых с рук на слайдовую пленку Fujichrome Velvia 100. В кадре Серега валяет трухлявое бревно.
49. Котелок уже на костре, завтрак готовится.
49. Котелок уже на костре, завтрак готовится.
50. Костер собран явно без применение того трухлявого бревна с пленочной гифки.
50. Костер собран явно без применение того трухлявого бревна с пленочной гифки.
51. Да неужели его величество Доширак?
51. Да неужели его величество Доширак?

Снова телепортация от бивака до привала! И ни одного кадра между.

52. Где-то то ли возле Гигирево, то ли Аниково.
52. Где-то то ли возле Гигирево, то ли Аниково.

53. Под таким углом и с такой конфигурацией берегов - вроде Гигирево. Но это не точно.
53. Под таким углом и с такой конфигурацией берегов - вроде Гигирево. Но это не точно.

54. В такой позе Серега то ли фотографирует, то ли завязывает шнурки на сапогах-болотниках. Но это не точно.
54. В такой позе Серега то ли фотографирует, то ли завязывает шнурки на сапогах-болотниках. Но это не точно.

55. Берег вроде не очень высокий. Но и не низкий.
55. Берег вроде не очень высокий. Но и не низкий.

56. И растут вроде бы дубы. А может и не дубы.
56. И растут вроде бы дубы. А может и не дубы.

57. А вот так могло бы выглядеть Аниково. А может и Гигирево.
57. А вот так могло бы выглядеть Аниково. А может и Гигирево.

58. К нам на лодку заплыл еж. Он то ли из тростника, то ли из рогоза. И плывет куда-то к осетрам, на Каспий, потому что осенняя миграция, а на Каспии теплее зимой.
58. К нам на лодку заплыл еж. Он то ли из тростника, то ли из рогоза. И плывет куда-то к осетрам, на Каспий, потому что осенняя миграция, а на Каспии теплее зимой.

59. Совсем молодой еж. Те, что постарше - из камыша и похожи на дикобразов.
59. Совсем молодой еж. Те, что постарше - из камыша и похожи на дикобразов.

60. Неумолимо близится закат и пересечение Москвы-реки и Большого кольца Московской железной дороги.
60. Неумолимо близится закат и пересечение Москвы-реки и Большого кольца Московской железной дороги.

61. Деревья покраснели, тени посинели.
61. Деревья покраснели, тени посинели.

62. Еще немного - и начнутся сумерки.
62. Еще немного - и начнутся сумерки.

63. Серега и последние лучи закатного солнца.
63. Серега и последние лучи закатного солнца.

64. Ну вот и все. Закат. Это вроде та самая биостанция МГУ, где огромные комары. Но комаров, к счастью, нету - потому что осень уже.
64. Ну вот и все. Закат. Это вроде та самая биостанция МГУ, где огромные комары. Но комаров, к счастью, нету - потому что осень уже.

65. Осознав окончание светового дня и запасов фотопленки, выходим на берег, чтобы снять групповой автопортрет.
65. Осознав окончание светового дня и запасов фотопленки, выходим на берег, чтобы снять групповой автопортрет.

Для иллюстрации окончания этого водного похода снова обращаюсь к старинному "судовому журналу": "После захода мы гребли в темноте, не зажигая фонарей. Туман, поднявшийся над рекой зажигали фары машин, проезжающих по проходящей неподалеку дороге. Над нами парили аэронавигационные огни радиовышек и дымовых труб. В конце концов звук прогрохотавшего по мосту товарняка известил, что мы у цели. Мы успешно выбросились на берег и отправились на полустанок, ждать электричку до Кубинки".

Журнал после этих слов обрывается, но электричку мы, судя по всему, успешно дождались!

Есть ли жизнь для водного походника ниже по течению Москвы реки, чем мост БМО? Об этом мы решили узнать на практике и снова отправились в поход. Но об этом - в следующей серии.