Найти тему
МК

Виталий Суслин снимает кино в родном Нововоронеже: автомеханик, дворник и другие

В основном конкурсе 44-го Московского международного кинофестиваля участвует картина «Верблюжья дуга» Виталия Суслина. Он снимает кино в Нововоронеже, где родился, находит актеров, которые прежде не снимались, приглашает местных жителей, таких как Иван Лашин, ставший жертвой мошенников. Кино помогло ему начать новую жизнь.

    Виталий Суслин Геннадий Авраменко
Виталий Суслин Геннадий Авраменко

До поступления на режиссерский факультет ВГИКа в мастерскую Карена Шахназарова и Олега Шухера Виталий окончил лечебный факультет Воронежской медицинской академии. Он снял фильмы «Голова. Два уха», «Седьмой пробег по контуру земного шара», «Папье-маше», «Рапана».

В трех последних картинах Виталия Суслина снимался актер театра «Ленком», однокурсник Александра Абдулова Александр Карнаушкин. Он по-настоящему раскрылся благодаря кино и теперь сыграл сапожника в «Верблюжьей дуге».

Герой живет в небольшом городе, пишет мемуары, чтобы передать их сыну. «Мы же ничего не знаем про своих дедов, — говорит Александр Карнаушкин. — А про прадедов нам известно только то, что они когда-то были. Мой герой пишет про себя, свою бабушку, не заботясь о том, чтобы это было красиво и когда-нибудь напечатано».

Сын равнодушен к опусам отца, его мальчишеским выходкам. Это человек, находящийся на своей волне, поэт в душе. Таким его попытался сыграть актер. Получилась история про детство, которое живет в каждом человеке. Мать чувствительного сапожника появляется в идеальном образе Снегурочки. Это не история про «маленького человека». Для Виталия Суслина все мы маленькие в масштабах космоса, а с точки зрения души — космические величины.

Мы поговорили с Виталием Суслиным сразу после показа картины.

— Как вы один снимаете в Нововоронеже?

— Я живу и там, и в Москве, соединяю два города. Все свои картины делаю на «Мосфильме», а в Нововоронеже снимаю.

— Лариса Садилова, фильм которой «Огород» тоже представлен в конкурсе ММКФ, снимает в родном Брянске. Там ею гордятся. А вас знают в Нововоронеже?

— Конечно, знают. У нас маленький город, где все тебя воспринимают как соседа. Никакого особого отношения, думаю, нет. Я стараюсь, чтобы, пока мы снимаем, никто про это не знал. Не люблю шумиху.

— К Ларисе и Дмитрию Давыдову, чья «Молодость» также вошла в конкурс, постоянно подходят люди на улице, спрашивают, почему их не снимают. Дмитрий живет в якутском улусе, а его артисты — жители родного села. К вам подходят нововоронежцы?

— Да. Если человек говорит, что хочет сниматься именно у меня, внимательно присматриваюсь к нему. Многие же думают, что кино — праздник. Как-то у нас снимался автомеханик, и для него это была пытка, даже давление повысилось. Кино — тяжелый физический труд. Многим все равно, где сниматься, просто хочется славы, начала какого-то пути. А если какой-то конкретный человек чувствует твое настроение и форму, то это не случайно. Я дорожу таким знакомством.

— Мой любимый Иван Сергеевич Лашин, наверное, тоже ждет, когда вы его вновь пригласите?

— Иван Сергеевич теперь уже не ждет. Он занимается своим делом, серьезно и плодотворно работает дворником, сам себя обеспечивает. Я считаю, что ценность моих картин «Голова. Два уха» и «Папье-маше» в том, что они помогли возрождению этого удивительного человека. Понятно, что фильмы мне дороги сами по себе, но то, что благодаря им Иван Сергеевич из разрушенного дома перешел в совершенно другое физическое и духовное пространство, — это самое главное. Ему удалось расплатиться с долгами. У него есть работа и мечты.

— Не смеются над тем, что он артист?

— Нет. Его воспринимают по-честному, не то что вон идет Марлон Брандо. К нему хорошо и трепетно относятся, без смешков. Он очень изменился с точки зрения привычек, питания, отношения к быту, стал по-другому воспринимать себя в окружающем мире. Хорошо помню нашу первую встречу больше десяти лет назад. Произошла огромная метаморфоза, достойная отдельной картины.

— А как развивались ваши отношения с Александром Карнаушкиным? Как вы с ним встретились?

— Я говорил, какой образ мне нужен для фильма «Седьмой пробег по контуру земного шара», и продюсер Лариса Олейник присылала фотографии актеров. На одной из них — маленькой и черно-белой — я и увидел Александра Карнаушкина, понял, что это мой герой.

Важно сразу увидеть актера. Достаточно поговорить с ним пять минут, чтобы почувствовать импульс, то это или не то. В «Верблюжьей дуге» я много кого хотел снимать, искал среди известных актеров. Я опасался вновь снимать Александра Карнаушкина, чтобы не было похожих оценок и актерского проживания, как в предыдущих наших работах. Но потом убедился, что должен быть именно он.

— Интересно вам разбираться в жизни людей, которые намного старше вас?

— Мне вообще все интересно. Люблю наблюдать судьбы, быть их пассивным или активным участником. Дороже человеческого общения ничего ведь нет. «Седьмой пробег по контуру земного шара» и «Верблюжья дуга» чем-то похожи, поэтому, наверное, у вас возник такой вопрос. Мне любой возраст интересен.

В моем фильме «Дефиле» возрастной диапазон велик — от новорожденного до старика. Я люблю всех. Я же медицинский оканчивал. У меня есть сценарии, где главный герой совершенно другого возраста, да и по атмосфере это совсем другое кино. Каждый фильм снимаешь, чтобы что-то про себя узнать и через своих героев в себе разобраться.

— Кто вы по первой специальности?

— После меда я сразу поступил во ВГИК. Не успел поработать врачом, но успел понять, что такое физическая боль, страдание человека, связанное с состоянием его души. Ты видишь, как меняется человек, как тиран становится кротким, а тихий человек превращается в борца с недугом. Это огромная азбука, лучшее, что может быть для того, чтобы понять окружающий мир и человека изнутри, на уровне клеток.

— Что произошло, что вы сразу после меда подались во ВГИК?

— Я сразу собирался поступать в театральный или кинематографический вуз. Но у меня в семье все врачи, и мне сказали: надо в медицинский.

— Получи нормальную профессию, а потом занимайся «фокусами»?

— Я с этим шесть лет учился в меде, это прелюдия ко ВГИКу. Не могло быть одного без второго. В нашей мастерской все были с высшим образованием. Это обязательное условие Карена Шахназарова и Олега Шухера, набиравших курс.

— То есть обязательно надо на заводе инженером поработать, прежде чем стать режиссером? Сейчас совсем молодые идут в вашу профессию...

— И это не очень хорошо. 17–19-летние ребята вообще не понимают, кто они, потому что информационное поле таково, что они постоянно находятся в квадрате Малевича. Им кажется, что они свободны, а они видят только то, что видят. Им хочется чем-то удивлять. А изначально ты должен хотеть рассказать что-то важное.

Когда делаешь первые работы, пишешь новеллы, слушаешь рассказы однокурсников, то думаешь о том, как же это неинтересно. Но вдруг мастер говорит: «Расскажи что-то из своей жизни». Человек на глазах всей мастерской начинает рассказывать историю, и все замирают, потому что это его личный опыт. Но он-то хотел написать что-то такое, чтобы всех удивило. Молодые ребята не обращаются к себе, живут, образно говоря, в пространстве Инстаграма. Это огромная проблема.

— Разве вы были не таким?

— Я вырос в другую эпоху, в 90-е. Мое поколение было свободно от догматов и идеологии. На нас никто не зарабатывал деньги. Не было айфонов, гаджетов. Мы были никому не нужны, кроме своих родителей. Это было благодатное время, которое взрослые теперь вспоминают со страхом. А для детей оно оказалось удивительным.

Мы не понимали ничего про трудности, про то, что не платят деньги, что идут забастовки. У нас были игры во дворе, прятки, казаки-разбойники. Очень важно помнить запах земли, когда ты прячешься во дворе, соприкасаться с деревом, чувствовать чавкающую под ногами грязь, чего сейчас дети лишены. Им никто этого не предлагает, а сами они до этого не дойдут.

— В вашем фильме появляются симпатичные поросята, всякое зверье. Зачем вам, к примеру, олень?

— Символов и смыслов много можно придумать. Оленю там не очень хорошо как свободолюбивому существу. Тяжело его было снимать, смотреть, как он стоит среди решеток, чтобы позабавить проезжающих туристов. Я люблю зоопарки, где животные на свободе. Важная сцена, когда наш герой гладит оленя. Олени же пугливые и редко такое позволяют. Каждый для себя найдет в этой сцене свой смысл.

— У актеров возникают к вам вопросы, непонимание?

— Важно, чтобы артист мне верил — народный он или не народный. Он пришел на площадку и стал таким же, как вчерашний абитуриент. Если он не верит, то мы с ним не идем вместе. Бывает, что актер чего-то не понимает, просит разъяснений. Я говорю в таких случаях: «Ты просто смотришь вдаль». В этом и есть тайна кино. Актер всегда личность, в его взгляде — вся прожитая жизнь. Это то, что невозможно сыграть. Это природа, которую нельзя насиловать. Многие артисты считают, что важно показать, что они работают, а я не люблю, когда они играют.

— С людьми с улицы проще?

— Абсолютно все равно. Я не вступаю в конфронтацию. Не веришь мне, значит, я нахожу другого артиста. Должен быть созидательный поиск, а не демонстрация своей значимости. Как только включается спесь и гонор, мне становится неинтересно. Любой самый талантливый артист всегда чувствует трепет. Он хочет, чтобы ты ему помог. Как только артист говорит: «Я знаю, как я сыграю», — я даже спорить не буду. Играй, но не со мной.

— У вас в роли участкового в «Папье-маше» снимался сотрудник полиции Юрий Сидоров. Как сложилась его судьба? Я была уверена, что он артист.

— У меня на него даже есть сценарий. Он уже не работает в полиции, ушел на пенсию. В полиции она ранняя. Он очень устал. Я передам ему ваши слова. Он будет безумно счастлив. Он большой эрудит, интеллектуал, много смотрит, читает.

— Непрофессиональные актеры, наверное, воспринимают кино как шанс попасть в «Поле чудес»?

— Большинство все-таки хочет соприкоснуться с аурой кино. Я работал ассистентом режиссера на «Анне Карениной» у Карена Шахназарова. На «Мосфильме» были потрясающие сцены театральных балов и большая массовка. Я занимался как раз вторым планом. Там было такое количество потрясающих людей — ученых, педагогов, композиторов… Они приходили для того, чтобы ощутить эпоху, атмосферу. Им было все равно, сколько заплатят. Да, есть циничная массовка, участвующая в телепроектах. Раньше в деревню приезжаешь снимать, это событие. Всей деревней помогали. Сейчас этого нет. А в провинциальном городе съемки еще могут стать событием.

— Есть преимущества жизни в небольшом городе?

— Огромные. Когда я приезжаю в маленький город, то физически ощущаю тишину. В маленьком городе человек мечтает сменить обстановку, поехать в большой город. Он проводит там какое-то время и понимает, как любит свою родину, мечтает вернуться назад. Знаю людей, сверстников, которые живут в маленьком городе в силу каких-то обстоятельств. Они любят Москву, жили там и учились, но это отдельные судьбы. Суть-то человека в чем? Весь жизненный путь нужен для того, чтобы услышать себя, понять, кто ты. А себя, свою совесть можно услышать только в тишине. В Москве все растворяется в огнях. Ты многое не замечаешь и многое себе прощаешь. В эпоху информационного прессинга можно находиться только в очень чистой провинции. Хотя как сказать это людям, всю жизнь прожившим в Москве, для которых это родной город. Важно быть там, где прошло твое детство, в местах, с которыми связаны счастливые мгновения жизни. Твои мечты и видения реальнее реальности. Для тех, кто выскакивает из другого мира в Москву, это попытка бегства от себя, от тишины. А в наше время важно возвращаться к тишине, а не бежать от нее.

— Что происходит в интеллектуальной жизни таких городов, как Нововоронеж?

— В Москве много театров и кинопоказов, больше возможностей. Но если в провинции проводят фестивали, то залы заполнены. А на ММКФ в центре Москвы они пустые. Столько рекламы, все громко, а люди не идут. Театры стали дорогим удовольствием. Они элитарны? Или все-таки нужны для того, чтобы себя услышать? В общем, много того, над чем нужно работать и что менять. И проката у нас нет, как и возможности попасть на телевидение. А люди хотят смотреть кино.

— На что же вы надеетесь, раз понимаете, что фильм может уйти в пустоту?

— Я вообще об этом не думаю. Заявлять, что не хочется славы для фильма, — вранье. Хочется, чтобы его увидели, чтобы он вызывал эмоцию. Но для меня это вторично. Когда пишешь стихотворение, ты же делаешь это потому, что тебе хочется его написать, потом уже кому-то прочитать. Ну не увидят сейчас мою картину, посмотрят через какое-то время. Даже если меня уже не будет, мое кино будут смотреть, пусть 10–15 человек. Я знаю это.

— Вы абсолютно свободный человек и режиссер. Не беретесь за то, что вам неинтересно, хотя как-то надо жить?

— Во-первых, я очень мало ем. Шутка! Надо понять простую вещь: жизнь — это мгновение, поэтому не стоит задумываться о материальных благах. Естественно, человек — живое существо. Он должен быть чисто одет, что-то свежее и вкусное есть. Но это не стоит того, чтобы идти на сделку с совестью и получать немыслимые дивиденды. На хорошее кино никто не будет выделять большие средства, потому что невыгодно. Для этого нужно что-то острое, скандальное, кассовое. Тех, кто за это берется, нельзя осуждать. Часто люди не задумываются о том, что, совершая такой выбор, они потом будут сожалеть о напрасно потраченных годах. Мне предлагали истории с хорошим финансированием, но я не могу их снимать, потому что нет трепета. Какой смысл снимать картину, тратить на нее год-два жизни, еще и сценарий написать, чтобы потом получить фестивальную награду или хороший гонорар? Я же не знаю, сколько проживу. Это не идеализм. Просто каждый фильм — это попытка понять что-то для себя. Для меня кино и искусство в целом этим и ценны.

— Вам приходилось зарабатывать на жизнь чем-то еще помимо кино?

— У меня нет цели зарабатывать. Я снимаю за небольшие деньги. Главное, чтобы на экране этого было не видно. А дальше уже твой выбор — снимать или снимать, ждать или не ждать большого бюджета.

— Вы уже несколько картин сделали с продюсером Ларисой Олейник. Она интеллигентна и скромна, совсем не похожа на некоторых своих коллег.

— Таких, как она, сейчас нет. Лариса — абсолютный альтруист, берется за то, что ее волнует. Не будет делать что-то ради выгоды. Ее самопожертвование начинает работать, когда она понимает смысл, то, ради чего это должно происходить.

Автор: Светлана Хохрякова