В начале бульвара Барбаросы на стороне Румели Босфора, в Йылдыз Махаллеси, на проспекте Серенсбей Йокусу Йылдыз в 1887 году, Султан Абдуохамид II построил мечеть во имя шейха Хамзы Зафира из Триполи, основателя гражданской ветви секты Шазели.
Это небольшой комплекс с мечетью, домиком, гостевым домом, гробницей и библиотекой. Название мечети было названо в честь султана II с желанием возродить память о Джедди Эртугруле Гази из Османской династии. Это связано с тем, что Абдулхамит был назначен на поклонение полку Эртугрула, который был сформирован турками Доманич для этой цели.
Причиной существования мечети и домика дервишей является Султан Абдулхамид II. Панисламистская политика Абдулхамида основана на большом влиянии шейха Зафира Эфенди на мусульман Триполи и всей Северной Африки, где распространен шазелитизм.
Архитектора мечети установить не удалось, но автором гробницы является итальянец Раймондо д'Аронко.
Архитектура
Мечеть Эртугрул Текке имеет внутреннюю площадь 571 м² в большом внутреннем дворе площадью 1417 м². Во дворе четверо въездных ворот. Самый показной из четырех входов во двор расположен на юге напротив двери, которая используется султаном и его свитой для пятничных приветствий и других визитов и дает проход в султанские покои и махфил мечети. Еще одни дворовые ворота обеспечивают въезд во двор с улицы Али Бей со стороны бульвара. Третья и четвертая двери двора открываются во двор к востоку от мечети через улицу Йылдыз.
Земля, на которой расположена мечеть Эртугрул Текке, ограничена парком Яхья Кемаль на севере, улицей Мехмет Али Бея на западе и проспектом Йылдыз, который изгибается к дворцу Йылдыз в других направлениях. Район, на котором расположена эта земля, окружен стенами по периметру, которые представляют собой подпорную стену из-за уклона, спускающегося с востока на запад.
Вдоль западного фасада на колоннообразных тумбах, стены по периметру которых украшены эклектичным орнаментом и чугунными перилами, стоят разобранные сегодня небольшие вазы. Мечеть; Это прямоугольное в плане, двухэтажное, деревянное каркасное здание, с оштукатуренными стенами изнутри, деревянной обшивкой снаружи, крышей, покрытой марсельской черепицей, стоит на частично каменном цоколе с северной стороны.
Структура разделена на три основные части;
Посередине находится квадратная мечеть и таухидхан, на юге от Харима - Т-образный Султанский круг, а на севере - Селамлик и место сбора женщин, симметричные султанскому кругу.
Когда вы входите в мечеть через дверь во двор со стороны бульвара Барбарос, есть сад в тени деревьев. Справа от двери фонтан с лицемерной, удаленной надписью и разбитым корытом на лицевой стороне, обращенной к улице. Слева от входа в гробницу есть колодец. Когда вы идете вперед через дверь во двор, есть небольшая платформа, поднимаясь по лестнице с мраморными ступенями, минарет справа, места для омовения и туалеты. Затем, поднявшись по другой лестнице с мраморными ступенями, можно попасть во внутренний двор на восточной стороне мечети. Есть вторая дверь, которая ведет во двор с улицы Йылдыз, прямо напротив этой лестницы второго уровня. Эта дверь ведет во двор по лестнице с мраморными ступенями. Слева от лестницы у входа из этой двери есть еще один колодец.
С восточной стороны мечети, в этом дворе в виде горизонтального прямоугольника, расположен фонтан с желобом с 6-ю кранами на его шестиугольной, овальной шести гранях и фонтаном с шестиугольной крышей наверху. На стене двора после фонтана есть вторая дверь. Таким образом, вход в этот двор осуществляется через две двери с улицы Йылдыз. К югу от этого двора узкий проход, спускавшийся между мечетью и стеной двора с лестницей с каменными ступенями, ведет в главный большой двор на юге мечети. Этот двор, окруженный чугунными перилами, имеет большую дверь из того же литого материала в направлении киблы и бассейн посреди двора. Из этого двора можно попасть в султанский павильон мечети. Мечеть имеет шесть въездных ворот. Со двора на восточной стороне мечети до последнего места собрания в толстое промежуточное пространство можно попасть через двустворчатую деревянную дверь.
При входе в помещение, более плотное, чем последнее место собрания, через дверь, открывающуюся со двора, попадаешь на небольшую площадку с прямоугольным деревянным зарешеченным окном, открывающимся к стене харима. Вход в горизонтальное прямоугольное промежуточное помещение осуществляется через открывающуюся отсюда дверь в том же стиле. Прямо напротив входной двери в промежуточное помещение, от края северной стены, деревянная лестница с деревянными перилами ведет к месту сбора женщин верхнего этажа. Деревянный потолок и стены этого промежуточного помещения украшены рисованными мотивами. В этой секции есть три прямоугольных деревянных окна с железными решетками, одно на западной стене и по одному с каждой стороны двери на стене гарима. Вход в харим осуществляется через двустворчатую деревянную дверь, которая открывается в направлении киблы из этого промежуточного пространства, которое толще последнего места собрания. Мечеть-таухидхане, составляющая ядро здания, имеет восьмиугольный план. Деревянные колонны квадратного сечения, возвышающиеся по углам восьмиугольника, несут махфилы верхнего этажа.
Деревянные колонны в тех же точках на верхнем этаже укрепляют крышу. Восьмиугольное в плане святилище, возвышающееся на два этажа, перекрыто деревянным каркасом, багетной штукатуркой, купол спрятан под крышей. Купол, украшенный рисованными мотивами, был спроектирован из восьми частей, что подчеркивало гармонию между инфраструктурой, несущей системой и надстройкой. Пространства между колоннами махфила покрыты деревянными решетками, очень тонким и изысканным образцом обработки дерева, сделанным из розового дерева, которое поднимается от стен балюстрады, покрытых резным деревом, к юбке купола. Эти клетки султана II. Ходят слухи, что его построил Абдулхамид. Деревянные колонны в тех же точках на верхнем этаже укрепляют крышу. Восьмиугольное в плане святилище, возвышающееся на два этажа, перекрыто деревянным каркасом, багетной штукатуркой, купол спрятан под крышей. Купол, украшенный рисованными мотивами, был спроектирован из восьми частей, что подчеркивало гармонию между инфраструктурой, несущей системой и надстройкой. Пространства между колоннами махфила покрыты деревянными решетками, очень тонким и изысканным образцом обработки дерева, сделанным из розового дерева, которое поднимается от стен балюстрады, покрытых резным деревом, к юбке купола. Эти клетки султана II. Ходят слухи, что его построил Абдулхамид. Деревянные колонны в тех же точках на верхнем этаже укрепляют крышу. Восьмиугольное в плане святилище, возвышающееся на два этажа, перекрыто деревянным каркасом, багетной штукатуркой, купол спрятан под крышей. Купол, украшенный рисованными мотивами, был спроектирован из восьми частей, что подчеркивало гармонию между инфраструктурой, несущей системой и надстройкой. Пространства между колоннами махфила покрыты деревянными решетками, очень тонким и изысканным образцом обработки дерева, сделанным из розового дерева, которое поднимается от стен балюстрады, покрытых резным деревом, к юбке купола. Эти клетки султана II. Ходят слухи, что его построил Абдулхамид. Купол, украшенный рисованными мотивами, был спроектирован из восьми частей, что подчеркивало гармонию между инфраструктурой, несущей системой и надстройкой. Пространства между колоннами махфила покрыты деревянными решетками, очень тонким и изысканным образцом обработки дерева, сделанным из розового дерева, которое поднимается от стен балюстрады, покрытых резным деревом, к юбке купола. Эти клетки султана II. Ходят слухи, что его построил Абдулхамид. Купол, украшенный рисованными мотивами, был спроектирован из восьми частей, что подчеркивало гармонию между инфраструктурой, несущей системой и надстройкой. Пространства между колоннами махфила покрыты деревянными решетками, очень тонким и изысканным образцом обработки дерева, сделанным из розового дерева, которое поднимается от стен балюстрады, покрытых резным деревом, к юбке купола. Эти клетки султана II. Ходят слухи, что его построил Абдулхамид.
Внутренняя часть купола, потолки святилища под махфилами и стены святилища украшены рисованными мотивами. В восьмиугольных промежутках между деревянными перилами и колоннами святилища под юбками восьмиугольного нарезанного купола и над михрабом расположены таблицы с именами Аллаха и Мухаммеда, а в других углах имена четыре халифа и внуки нашего Пророка. На восточной и западной стенах святилища по три прямоугольных окна, каждое с деревянной рамой и железной решеткой. Святилище освещается восемью окнами, шесть из которых на восточно-западной стене и два на северной стене. Если к этому добавить пять окон в верхних махфилах, то интерьер мечети представляет собой светлое и хорошо освещенное пространство. Окна нижнего ряда харима прямоугольные, с железными решетками, а окна верхнего ряда – круглые арочные. Между этими окнами устроены круглые арочные фальш-окна. Известно, что при последнем ремонте была изменена фронтонная стена, скрывающая деревянную крышу, а некоторые детали отделки уничтожены. Во всех местах мечети; рисованные украшения можно увидеть на куполе, потолках и багдадских оштукатуренных стенах. Потолочные украшения в святилище были относительно простыми по сравнению с другими частями. Видно, что поверхность купола, разделенного на восемь частей, покрыта изогнутыми композициями из ветвей, выполненными в пастельных тонах. На стенах мечети-таухидхане использовались только скобы. Потолочные украшения в святилище были относительно простыми по сравнению с другими частями. Видно, что поверхность купола, разделенного на восемь частей, покрыта изогнутыми композициями из ветвей, выполненными в пастельных тонах. На стенах мечети-таухидхане использовались только скобы. Потолочные украшения в святилище были относительно простыми по сравнению с другими частями. Видно, что поверхность купола, разделенного на восемь частей, покрыта изогнутыми композициями из ветвей, выполненными в пастельных тонах. На стенах мечети-таухидхане использовались только скобы.
Видно, что настенные и потолочные украшения в местах, принадлежащих султанской квартире, в отличие от гарима, по плотности ничем не отличаются от частей дворца Йылдыз. К сожалению; Сегодня большая часть этих красавцев пришла в негодность, а остальные гниют. Деревянный алтарь и кафедра, расположенные рядом; материал, дизайн и отделка находятся в полной гармонии и целостности. Внутренняя часть ниши михраба украшена занавесями с кистями, скрепленными шнурами, масляной лампой, висящей на цепях посередине, полумесяцем и группой звезд наверху и исходящими от звезд позолоченными лучами. Кафедра имеет странный, непропорциональный вид с балюстрадой, украшенной рельефными розетками, и павильоном с круглыми арками. Деревянный проповеднический стул перед восточным фасадом алтаря привлекает внимание своим убранством, напоминающим дворцовую мебель того периода. Тот факт, что проповедническое кресло может при желании вращаться вокруг своей оси в соответствии с распределением прихожан, также представляет другую особенность. Двустворчатая деревянная дверь на стене киблы между михрабом и проповеднической кафедрой ведет в покои султана. После постройки мечети Эртугрул Текке султан II. Абдулхамит совершал свои пятничные приветствия в этой мечети.
Султанская Махфили расположена на фасаде мечети в направлении киблы Над входной дверью султанской квартиры, имеющей Т-образный план и два этажа, находится строительная надпись 1887 года. Стихотворный текст надписи таликом принадлежит Ахмету Мухтару Эфенди. Как в двухэтажной султанской квартирке, так и в приветственном флигеле расположены диваны с лестницей, спроектированные симметрично относительно оси киблы, а вокруг них прямоугольные планировочные пространства и туалетно-омовенные узлы. Та же самая планировка была повторена на обоих этажах с небольшой разницей.
Второй вход, расположенный на южном фасаде, с правой стороны двери султанского махфили, дает проход в гавань мечети-таухидхане, с коридором, соединенным с залом султанского зала. Потолок и стены султанских махфили обильно украшены рисованными мотивами, по плотности не отличающимися от дворцовых комнат. Между каменным минаретом, который до 1905 г. располагался в нише в северо-западном углу мечети, и деревянным строительным массивом нет органической связи. Минарет, пристроенный позже, был построен из тесаного камня и кирпича, а тело минарета оштукатурено позже. Могила шейха Зафира, библиотека и фонтан, построенные архитектором Раймондо Д'Аронко после мечети и домика; своим расположением, материалами и дизайном они образуют единое целое, независимое от основного здания. Могила, фонтан и библиотека являются характерными произведениями архитектурного вида, все они основаны на иностранных элементах. Деревянный гарем и каменный гостевой дом, оба двухэтажные, входят в число особняков, которые можно найти почти в каждой части Стамбула в то время, когда они были построены. Сегодня, к сожалению, эти здания, узурпированные неизвестными, быть может, хорошо известными соответствующим органам и властям, но о которых не заботятся из равнодушия, имеют очень нехороший вид, обветшали, обветшали.
Мечеть Эртугрул Текке была центром секты Шазели в Стамбуле с момента ее основания. Хамза Зафир Эфенди, первый шейх ложи Эртугрул, был родом из города Мисра в Триполи. Султан II. Абдулхамид не злоупотреблял своей близостью к правителю, хотя был к нему привязан и проявлял крайний интерес и уважение, а своими знаниями и личностью занимал в Стамбуле почетное положение. Известно, что после Хамзы Зафира Эфенди ему наследовали его младшие братья Мухаммед Зафир Эфенди и Бешир Зафир Эфенди. Три брата лежат рядом в гробнице вигвама. Могила жены шейха Хамзы Зафира Эфенди также находится за пределами гробницы, на открытом воздухе между гробницей и библиотекой.
Мечеть Эртугрул Текке служила мечетью-ложей до 1925 года, когда ложи и гробницы были закрыты, и она была закрыта в 1925 году вместе с другими. право собственности на здания перешло к фондам. В этот период использование зданий было передано сначала муниципалитету Стамбула, а затем Министерству национального образования, а секции, кроме мечети-таухидхане, использовались в качестве начальной школы Шаир Недим до 1957 года. Тем временем, когда здания, полностью разрушенные из-за отсутствия обслуживания, пришли в негодность, начальная школа покинула здание и переехала в другое место, а после ремонта была открыта как мечеть.