Найти тему
Незримая помощь

«ДОСТОЙНО ЕСТЬ» – слова, начертанные Архангелом Гавриилом

Каждому верующему человеку хорошо известны слова восхваляющей Приснодеву молитвы «Достойно есть»:

Молитва эта состоит из двух частей. Причем вторая ее часть была составлена раньше первой. Автором второй части, начинающейся словами «Честнейшую Херувим», считается Косма Маюмский – известный византийский церковный поэт, живший в VIII веке.

А вот появление первой части молитвы связано с удивительным событием, произошедшим в Х-ом столетии на Священной Горе Афон, о чем повествует Предание, записанное в 1548 году афонским старцем Серафимом Фииполом.

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРВОЙ ЧАСТИ МОЛИТВЫ

В небольшой каменной пещерке близ Кареи – поселения в центральной части Афона, где в наши дни находятся духовная и светская администрации этого монашеского государства, подвизался некий старец с послушником.

Однажды старец отправился на вечернюю службу в дальнюю обитель, пообещав вернуться только лишь следующим днем, а послушник, пекущийся о благополучном путешествии своего старшего наставника, обратился с молитвою к предивному образу Божией Матери «Милующей», находившемуся в его крошечной келье.

Немало времени просил тот юноша Богородицу за старца. Уже и ночь наступила. Стихли все звуки вокруг… И тут уловило вдруг ухо инока два негромких удара в дверь: словно бы кто перстами постучал в нее тихонько. Послушник, думая, что вернулся наставник, отворил дверь и тут же с изумлением от нее отпрянул: в проходе увидел он незнакомца в монашеском одеянии, внимательно смотревшего на него и просившего позволения войти.

Инок впустил неизвестного черноризца. Вместе преклонили они колена пред ликом Пречистой Девы и стали взывать к Ее милосердию. Голоса их звучали при этом так слаженно, будто бы ежедневно возносили они совместные молитвы Спасителю и Его Матери. Но, когда дошли они до хвалебного пения Владычице, возникли меж ними разногласия. Едва хотел послушник произнести: «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», гость остановил его и решительно промолвил: «Не так у нас величают Божию Матерь!» и, не дожидаясь расспросов запел: «Достойно есть яко во истину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего». И только потом продолжил: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим».

И в то время, как пропел таинственный незнакомец слова эти, образ Божией Матери стал источать лучистый свет.

-2

Долго еще молились отшельники. Инок и не заметил, как заснул неожиданно. А проснувшись рано утром, узрел он на камне, служившем ему столом, какой-то затейливый узор. Приглядевшись внимательнее, юноша понял, что знаки, которые показались ему узором, на самом деле являются письменами, запечатлевшими ту самую хвалу Пречистой Деве, которой обучил его в ночи незнакомец. Тут же, стряхнув остатки сна, припомнил послушник, как, не найдя в убогом его жилище ни пергамента, ни чернил, ночной гость начертал эти слова перстом прямо на камне, растаявшем по его велению подобно воску, а когда изумленный инок с трепетом вопросил его имя, тот назвался именем, оглушившим подобно удару молота о железо. Ночной гость назвался Архангелом Гавриилом, после чего весь облик его осветился, и небесный житель исчез в сияющем блеске.

Хвалебное пение Божией Матери «Достойно есть» с той поры стало неотъемлемой частью всякого церковного богослужения и всякого домашнего правила. Поскольку к этому славословию причастен Архангел Гавриил, молитву называют иногда Архангельской песнью. А икона Небесной Царицы «Милующая» получила с того времени второе название – «Достойно есть». Церковь чествует ее 24 июня, поскольку, по Преданию, 24 июня 982 года Архангел Гавриил посетил иноческую келью.

-3

Каждый год в понедельник после Светлого Христова Воскресения афонские насельники совершают с этой иконой Крестный ход вокруг монастыря Кутлумуш. В один из таких дней преподобный Паисий Святогорец ощутил проистекающее от образа благоухание, о чем рассказывал следующее: «В понедельник Светлой Седмицы я сидел в архондарике своей кельи и творил молитву Иисусову. Вдруг я почувствовал необыкновенно сильное благоухание, вышел в коридор, чтобы посмотреть, откуда оно исходит, потом пошел в церковь – но благоухание шло не оттуда. Я вышел из каливы во двор. Здесь благоухание чувствовалось сильнее. Потом я услышал, как бьют в деревянное било. Поглядев в сторону Кутлумушского монастыря, я увидел, как вниз идет Крестный ход, и понял, что это благоухание исходит от иконы Пресвятой Богородицы».

Афонская святыня - икона Божией Матери "Милующая" ("Достойно есть")
Афонская святыня - икона Божией Матери "Милующая" ("Достойно есть")

в России есть несколько чудесных списков этой афонской святыни:

Чудесный список, созданный в афонском скиту апостола Андрея Первозванного, есть в церкви Казанского образа Божией Матери в Рыбинске. Он принесен с Афона игуменом Ильей Мраморным, изобретшим для этой иконы специальные носилки с колесами и 3 года перевозившим его на себе со Священной Горы. Сейчас лик этот украшают многочисленные приношения прихожан, получивших через него дивную помощь Владычицы.

икона Божией Матери "Достойно есть" в Казанском храме г. Рыбинска. Фото из интернета
икона Божией Матери "Достойно есть" в Казанском храме г. Рыбинска. Фото из интернета

В 1853 году список образа Божией Матери «Милующей» подарили арзамасской Алексеевской обители. После упразднения прихода в годы богоборчества лик этот подвергся поруганию. В 1997 году в одной из старых городских хозяйственных построек обнаружили уцелевшую центральную доску от той иконы. Лик Богоматери был сильно изувечен топором. Его передали в Никольский монастырь, где после совершенного с образом Крестного хода произошло удивительное чудо: на следующий же день икона эта замироточила, а на месте вырубленных глаз Богоматери через некоторое время стало появляться их новое изображение, словно незримый иконописец заново рисовал их! Этот образ известен в Арзамасе под именем «Богоматери Изрубленной». Через него паломникам подаются многие исцеления, особенно при заболеваниях глаз и головы.

Арзамасская реликвия - икона Божией Матери "Достойно есть" (Изрубленная)
Арзамасская реликвия - икона Божией Матери "Достойно есть" (Изрубленная)

В Задонской Свято-Тихоновской Преображенской обители Липецкой области также есть чтимая копия образа Божией Матери «Достойно есть» афонского письма. 26 ноября 2000 года чудесным образом произошло ее обновление.

-7

КАК ПРОИЗНОСИТЬ МОЛИТВЫ В ЦЕРКВИ И ДОМА

НАСТАВЛЕНИЯ Н.А. СТРЕЛЕЦКОГО

Николай Акимович Стрелецкий - бывший диктор Центрального Телевидения, четверть века преподававший богослужебную риторику в Николо-Угрешской семинарии и в Духовной Академии. О том, как следует произносить молитвы, он говорит так: «Богослужебная риторика – это не чтение, поскольку в храме мы не читаем, а молимся. И каждый произносящий священные тексты должен именно МОЛИТЬСЯ, а НЕ ЧИТАТЬ. Научиться этому не трудно, но нужно приложить усилия… К сожалению, на сегодняшний день стало нормой произношение псалмов, молитв и прочего, не ориентированное на отчетливую артикуляцию и особенно на выражение в них смысла. Логические акценты в текстах отсутствуют, их заменяют случайные голосовые ударения, которые ставятся произвольно. Но главное - искажение или полное нивелирование мысли, заложенной в богослужебные тексты их авторами – святителями и преподобными, воспринимаемое как нечто законное. В прежние времена эта проблема поднималась пастырями и видными церковными деятелями… Нам нужно научиться молиться правильно, разумно и сердечно, а, соответственно и жизнь нашу строить по нашей молитве. Молитву нужно разобрать на мысли. По словам всех святых отцов нужно прочувствовать сердцем каждое слово молитвы: зачем оно здесь и почему именно это слово? И чтобы Господь слышал нас, нужно не просто произносить молитвы, но еще и исправляться. Каяться и плоды приносить, достойные покаяния, чтобы за этими словами стояла наша жизнь».

Вот некоторые тезисы и рекомендации, почерпнутые из его лекций:

1. Произнося текст молитвословия, прежде всего, следует помнить, что важно именно молиться, а не просто произносить красиво и выразительно слова. Молитва – это не вычитка текста. Умение богоугодно молиться есть Духовный дар.

2. Всякие молитвенные обращения произносятся несуетно и неспешно, с четким проговариванием каждого слова. Это весьма важно, потому что в разговоре с Господом, Его Пречистой Матерью и угодниками недопустимо путать, коверкать или «проглатывать» слова и наслаивать одну фразу на другую, - смысл молитвы от этого совершенно меняется.

3. Недопустимо произносить текст молитвы автоматически, всегда нужно понимать его смысл, понимать произносимые выражения.

Если какие-то отдельные слова или выражения на церковно-славянском языке остаются непонятными, необходимо найти их в словаре на языке современном, и только тогда произносить молитву.

4. Недопустимо при пении молитвословий демонстрировать красоту голоса, уделяя внимание не столько содержанию текста, сколько чистому выведению нотных звуков, подобно тому, как делается это в оперном пении.

5. Молитвенное обращение всегда должно быть искренним. От чистого сердца должны исходить не только воззвания к Вседержителю и Божией Матери о помощи, но и слова Их прославления. Иначе моления эти будут походить, как выражаются некоторые клирики, «на театральное представление», а молитвенное состояние при этом так и не наступит. Произносимые слова должны быть «живыми», то есть рожденными в сердце, и тогда это уже не будет являться обычным чтением. Молитвенное прошение преобразится в живую мысль, в живое обращение - тогда легко будет молящемуся перейти в состояние внутреннего умиления и благодати, о котором говорят учителя Церкви.

6. Если не получается добиться сразу правильного молитвенного состояния, не следует унывать. Идеальные требования предъявлять не нужно, ведь произнесение молитвы в любом случае всегда лучше, чем отказ от нее.

-8

#религия #православие #эзотерика #мистика #семья