Ну что ж, пора обсудить плюсы и минусы этого новшества нашего века.
Если заглянуть в историю, то первым преподавателем дистанционного обучения можно считать Исаака Питмана. В 1840 году он начал обучать студентов стенографии в Объединенном Королевстве. Тогда это делалось с помощью отправки писем по почте. Именно этот год считается годом создания первого образовательного курса для дистанционного обучения.
С тех пор утекло много воды, этот формат обучения один за одним брали на вооружение университеты и иные учебные заведения. Список факультетов также распространялся от года к году.
В нашей стране дистанционное обучение стало развиваться в 1917 году, после революции. В Советском Союзе появилась система образования, которая основывалась на консультациях. Эта модель подразумевала заочное обучение, когда преподаватель и студент не видели друг друга. Эта система предлагала курсы на самых разных уровнях. В 60-е годы в СССР было открыто 11 заочных университетов, а также факультеты заочного образования.
Так что, как вы можете видеть, данная система совсем не нова, а значит практиковалась, исследовалась, совершенствовалась и оценивалась достаточно долго, чтобы уверенно давать заключения об ее плюсах и минусах.
Основными преимуществами дистанционного обучения являются:
- Разнообразие программ и курсов.
- Лояльная цена за обучение.
- Комфортные условия обучения.
- Более тесное взаимодействие с преподавателем.
- Возможность совмещать с работой.
- Минимальные требования для подключения.
А вот что является основными минусами такого формата:
- Огромное количество студентов на одного преподавателя.
- Проблемы с мотивацией.
- Большое количество студентов бросает обучение.
- Исключены практика и лабораторные.
- Относительно небольшое количество преподавателей подготовлены для проведения занятий онлайн.
Основные споры сторонников и противников онлайн-образования крутятся вокруг этих перечисленных моментов.
Получается, что каждому придется самому решать для себя: подходит ли ему это или нет. Скорее всего истина где-то рядом с золотой серединой.
Чтобы выбрать действительно полезный курс изучите:
- профиль преподавателя;
- контент;
- техническую поддержку курса;
- учебную программу;
- обратную связь;
- отслеживание прогресса;
- отзывы участников;
- экономическую целесообразность обучения.
Всю информацию можно смотреть на страницах курса, исключение — отзывы: на официальном сайте они могут быть необъективными или даже фальшивыми, а в социальных сетях нелицеприятные комментарии иногда стирают. Впечатления прошедших обучение студентов лучше смотреть в тематических группах или сообществах.
Изучите краткое описание курса, его цели и задачи, а также основные знания и умения, предъявляемые к учащимся. Именно здесь должна произойти «стыковка» ваших целей и того, что предлагает курс.
Обратите внимание на удобство платформы или сервиса, насколько все понятно в использовании, есть ли возможность записывать уроки, общаться с однокурсниками и преподавателями.
Ознакомьтесь с форматами и инструментами отслеживания и оценки прогресса обучения — соответствуют ли они погружению, которое вам нужно.
Проверьте, какие требования и умения предъявляются к практикующим специалистам области или профессии, которую вы планируете освоить: в некоторых индустриях (маркетинг, технологии, коммуникации, управление изменениями) новые инструменты создаются буквально еженедельно, а принципы индустрии могут меняться по несколько раз в год. Соотнесите это с тем инструментарием и умениями, которым обещает научить школа или онлайн-платформа после прохождения программы.
В нашем веке знания доступны каждому, для этого нужно просто открыть Google и написать запрос – в ответ вы получите массу бесплатных источников информации. Поэтому недостатка в информации никто из нас не испытывает. А на первое место выходит способность находить ключевую информацию, правдивую, достоверную. Т.к. ложные, недостоверные, искаженные знания не приведут к успеху.
Для того чтобы не блуждать в потемках, старайтесь выбирать ресурсы максимально приближенные к автору, создателю, источнику. Вы ведь понимаете, что брендовую вещь можно приобрести только в официальном магазине бренда, а с рук на рынке, да по мизерной цене вы завладеете только дешевой подделкой. Вот и здесь не стоит пользоваться ресурсами, не имеющими образовательной лицензии, а просто публикующие чужие работы.
Другой способ не попасться на удочку авантюристов, это оценивать работоспособность или продуктивность результатов. Выясните - не из рекламы, а от реальных пользователей - что им удалось реально получить, какие перспективы для них открылись после обучения, на сколько выполнены обещания.
В целом, похоже не существует специальностей, которым нельзя научиться онлайн. Сколько бы вы не загибали пальцы, перечисляя практические профессии (например, хирург), которым невозможно обучиться онлайн, открыв интернет, вы обнаружите что уже изобретен некий симулятор, позволяющий освоить все, что вы придумали. И прогресс не стоит на месте.
Поэтому проблема обучения в онлайне в первую очередь в голове у самого человека. А это справедливо для любого формата обучения. Ну и не стоит забывать, что компьютер и интернет это только средства передачи информации, поэтому даже на онлайн обучении вам придется отрываться от экрана и идти в реальный мир нарабатывать навыки.
Делитесь своим опытом в комментариях, задавайте животрепещущие вопросы - будем искать на них ответы.