Львиную долю детства дети проводят в школе, почти до самого совершеннолетия. Им дают основы базовых предметов, прививают культуру и воспитание. Но какие разные судьбы их ждут после школы.
Так что же на самом деле дает нам школа?
С одной стороны трудно найти человека, работающего в сфере своего образования, и как часто звездами прогресса становятся те, кто не имеет образования в данной сфере. С другой - без маломальских основ знаний человечества, хоть поверхностного представления в области математики, языков, грамоты, истории, литературы, окружающего мира и мира в целом, человек вырастает совершенно бесполезным и не сможет себя реализовать.
В первую очередь школа показывает ребенку множество сфер разных наук. Вряд ли разумно стараться успевать по всем предметам. Достаточно получать знания в разных сферах, но определиться, к чему именно лежит душа. На этой сфере и сосредоточиться. Даже изучать ее сверх школьной программы. Это поможет успешно сдать экзамены и поступить на подходящую специальность в вуз. А потом работать и развиваться в любимой области деятельности. Определиться с желанием души желательно к концу 6 класса, тогда будет достаточно времени на подготовку. Так, если ребенок получает удовольствие от чтения литературы, вникания в понятия, заинтересован в средствах передачи идей с помощью текста, то не стоит его ругать, что он не имеет пятерки по физике. А помочь ему можно, записывая на участие во всевозможных литературных конкурсах, пусть посещает открытые лекции вузовских педагогов, занимается в литературных кружках и т.п.
Вы скажете, что это общепризнанное назначение школы. Однако, есть и, скажем так, негласные задачи, которые не стоит упускать из виду.
Именно в школе ребенок по-настоящему социализируется. Проще говоря, сам учится ладить с такими же как он и взрослыми преподавателями, находить друзей, разочаровывается, решает конфликтные ситуации, учится создавать отличные отношения. Он окружен правилами, требованиями и нормативами, также, как и любой взрослый, его разум без остановки ищет решения, как сквозь это получить желаемое, избежать наказания и т.п. Они пробуют, ошибаются, пробуют снова и снова и находят верное решение. За этим процессом очень любопытно наблюдать. Разумные взрослые вмешиваются в этот процесс только в крайней ситуации, однако постоянно держат все происходящее в поле зрения. В школе происходит репетиция многих жизненных ситуаций.
Еще школа - это источник связей. Очень часто всю жизнь нас сопровождают именно друзья со школьной скамьи. Случается, что только бывший школьный товарищ сможет оказать помощь в проблемной ситуации в будущем. Это часть менталитета. Для любого из нас важно иметь широкие связи. Знать и поддерживать общение со многими людьми. Можно сказать, что это одно из составляющих успешного человека. На вечерах встречи выпускников вы наверняка чувствовали, что окружены совершенно разными людьми, достигших чего-то в разных сферах или не достигших, счастливых и несчастных каждый по-своему. Но отчетливое ощущение, что именно этих людей вы знаете бесконечно долго, знаете их лучше всех, кем бы они ни были сегодня, вы их всех знаете самыми настоящими. И эти люди также хорошо знают и понимают вас. Нередко такие связи остаются крепкими, даже если вам пришлось сменить две или несколько школ.
А еще именно в школе закладываются основы тайм-менеджмента, критического мышления, самомотивации и еще много чего.
Часто приходится слышать, что в школе учат не тому, что нужно. Мол, нужно знать, как водить машину, как правильно рассчитать свои возможности беря кредит, как зарабатывать, чтобы прокормить свою семью. А в школе учат датам Куликовской битвы, логарифмам и подчеркивать сказуемое. Что ж … вообще-то в школе учат именно тому, что и требуется таким ворчунам! На математике решают задачи по финансам, на обществознании разбирают темы о функционале госорганов, правах и обязанностях граждан. А вождение автомобиля без элементарных знаний по математике и физике - это потенциальная угроза жизни для случайных людей. Если еще и биологию человек считает пустым предметом, если он не планирует работать в какой-нибудь лаборатории, то такой глупец не сможет оказать первой помощи пострадавшим, или еще хуже.
Да, если выпускник считает, что он отлично закончил школу, смог поступить в вуз, и теперь весь мир у его ног - его ждет разочарование. Чтобы добиться исполнения своих желаний, предстоит еще много работы, опыт, смелость, гибкость, способность продолжать учиться и применять те знания, что получил ранее, и море шишек (куда же без них). Тогда он будет тем, кто много зарабатывает, он сможет быть независимым в создании своей работы. В конце концов такого человека сложно обмануть. Знания и навыки снижают риски и в конечном итоге делают жизнь проще.
Все это ожидания. То, что можно получить от 9-11 лет в школе. Почему же некоторые из нас не получают? У них нет образования, или достойной работы, или хорошего заработка, или 30 верных друзей. Просто “можно получить” не означает, что каждый это возьмет. Школа действительно предлагает такие возможности. Помогите своему ребенку их увидеть. Но он сам решит, что он возьмет.
Пишите в комментариях вашу точку зрения, что, по-вашему, следовало бы преподавать в школе, знания каких предметов вы действительно используете в жизни.