В жизни каждого человека бывают встречи, которые не забываются и оставляют добрый след в душе, помогают лучше понять себя и других. В моей журналистской практике было немало таких встреч. Иногда я перечитываю свои публикации в журнале, где работала последние годы. Об одной из них хочу рассказать, так как она не утратила своей актуальности и сегодня.
В «ловушке» заниженной самооценки
Речь пойдет о беседе с психологом на тему о заниженной самооценке, которая проявляется у многих подростков в 12-14 лет. Оставаясь один на один с этой проблемой, они могут испытывать трудности в учебе, в общении со сверстниками, одноклассниками, родителями и в последующей взрослой жизни.
Разговор с Ниной Павловной я начала с вопроса, почему она выбрала профессию психолога. «Случай помог», - улыбнувшись, сказала она,- и рассказала свою предысторию.
- В школьные годы я была очень застенчивой, постоянно чувствовала неуверенность в себе, стеснялась высказать свое мнение. Испытывала проблемы даже в общении с одноклассниками. Хотя и училась отлично, но буквально дрожала от страха, когда вызывали к доске, боялась, что отвечу что-нибудь неправильно. И перед контрольными сильно волновалась, вдруг допущу ошибку.
Друзей у меня не было, дружила только с Лерой, с которой жили в одном подъезде. Однажды мы с ней по очереди читали вслух рассказ Чехова «Каштанка», его нам задали на дом. Незаметно в комнату вошла ее мама. Я почувствовала, что она стоит сзади и начала спотыкаться на каждом слове.
- Ниночка, что с тобой? - подходя ближе спросила Лидия Петровна. - Ты так хорошо и выразительно читала и вдруг…
Я покраснела и опустила голову. Ответила за меня Лера:
- Она тебя стесняется. И вообще, не мешай нам! Лучше сделай, пожалуйста, чай с конфетами.
Лидия Петровна накрыла стол, и мы, попивая чаек, слушали ее разные смешные истории про психологов и пациентов. А потом она спросила у меня.
- Нина, а своих родителей ты тоже стесняешься, когда рассказываешь им что-то.
- Нет, конечно, - рассмеялась я. - Только они очень строгие.
- Мне как психологу было бы интересно послушать, в чем эта строгость выражается?
- Они контролируют каждый мой шаг и требуют от меня беспрекословного послушания во всем. Убеждают, чтобы во избежание конфликтов я подстраивалась под других людей, не смела конфликтовать с одноклассниками и перечить учителям. Ругают, если получу четверку. Мне даже иногда кажется, то они не любят меня…
- Ну, это ты, девочка, зря так говоришь. Они просто хотят, чтобы ты вела себя как подобает школьнице, стремилась быть еще лучше и успешней, развивала свои способности.
- А как их развивать?
Скажи «нет!» своим страхам
- Главное — поверь в себя! Вот ты говоришь, что боишься ошибиться, отвечая урок или выполняя контрольную работу. А что в этом страшного? Ошибиться может каждый. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Поэтому не надо корить себя! Прости себе эту ошибку, разберись в ней, чтобы не допустить в следующий раз и не испытывать страха.
Запомни, Нина, страх не справиться с заданием или получить негативную оценку от окружающих, неуверенность в себе парализует человека с низкой самооценкой.
Поэтому перед контрольной, да и вообще в любой ситуации не настраивай себя на отрицательный результат, всегда говори себе: «Я смогу», «Я эту тему хорошо знаю», «У меня все получится».
Верь самой себе и верь в себя, и ты заметишь, как от тревоги и сомнений не останется и следа. Ты постепенно обретешь уверенность в своих убеждениях, поступках и станешь свободно высказывать свое мнение в любой среде.
...Последовав советам, которые мне дала Лидия Петровна, я в конечном итоге избавилась от балласта страхов и заниженной самооценки. Но что-то мне подсказывает, что она по-соседски поговорила и с моими родителям.
Они больше не требовали от меня только пятерок, стали хвалить даже за четверки. Я чувствовала, как во мне растет уверенность в своих силах, и это помогало удерживать лидерство в классе. А после окончания школы я решила выучиться на психолога, чтобы как Лидия Петровна помогать людям в трудных ситуациях.
Валентина Зайцева
Продолжение следует