Найти тему
Сергей Кутенев

Вызовы России в XXI веке

В этом году исполнится 104 года со дня окончания Первой мировой войны. В те роковые годы мир был разделён на два противоборствующих блока: Тройственный союз и Антанта. Несмотря на то, что Россия входила в состав союза, победившего в Первой мировой войне, её нельзя считать страной-победительницей, поскольку основной удар был ей нанесён не на фронте, а в тылу. Это было связано с тем, что как страны Тройственного союза, так и страны союзной Антанты активно спонсировали прогрессистские силы внутри нашей страны. Именно они в конечном итоге совершили два переворота и втянули нас в сильнейшие социально-экономические потрясения, последствия которых мы разбираем до сих пор.

Такая «поддержка» союзников и противников России была связана с потенциалом развития страны. Россия активно встраивалась в экономические цепочки капиталистической системы того времени. Этот период можно сравнить с "китайским экономическим чудом", начавшимся с реформ Дэн Сяопина в 80-е годы 20 века. Именно поэтому действия России до начала Первой мировой войны вызывали раздражение у всех будущих сторон конфликта. Как итог, весь свой потенциал наша страна растратила на построение коммунизма.

Как и сто лет назад, мир раскалывается на два крупных блока, а Китай занял место нового раздражителя Запада. Сейчас эти блоки можно рассмотреть через призму крупных транснациональных проектов. Центрами этих проектов являются Вашингтон и Пекин. Уже около $800 млрд Китай вложил в свой проект «Один пояс, один путь», о котором я писал ранее. В свою очередь G7 во главе с США запустили свой проект «Построим лучший мир» (B3W), куда будет направлено $600 млрд в ближайшие пять лет на построение инфраструктуры развивающихся стран. Кроме этого, в мае этого года Байден представил Индо-Тихоокеанское экономическое рамочное соглашение, куда входит 13 стран и которое задействует около 60% мирового населения и почти 40% мирового ВВП.

Целью данных планов является построение конкурирующей физической и цифровой инфраструктуры, которая соединит десятки стран Африки, Азии и Европы, что приведёт к ослаблению стран, входящих в проект «Один пояс, один путь».

С помощью Индо-Тихоокеанского экономического рамочного соглашения Вашингтон пытается релоцировать крупный капитал из Китая в Индию, Вьетнам, Таиланд, Малайзию, Индонезию и Филиппины, которые обладают крупной рабочей силой, способной вытеснить Пекин из существующих экономических цепочек, ослабив его политическое влияние.

Для России эти планы обернутся потерей её влияния на существующие цепочки поставок, а также заморозки развития Арктического морского пути. Всё это может привести к потере контроля над странами СНГ и мирового влияния, как следствие, к утрате экономического и социального потенциала. Как это всё связано, можно рассмотреть на примере Турции, которая имеет огромное значение из-за своего географического положения как на проект «Один пояс, один путь», так и на проект «Построим лучший мир» (B3W). В 2017 году Анкара смогла запустить Транскаспийский транспортный маршрут в обход России, и в ходе сложившейся ситуации Турция пытается усилить своё влияние в Средней Азии.

Параллельно с этим Китай также наращивает своё влияние в Средней Азии, а с учётом Индо-Тихоокеанского экономического рамочного соглашения, финансового кризиса в строительной отрасли и демографического перехода, который сулит скорую убыль населения, Пекин крайне нуждается в рабочей силе, поэтому он переориентирует на себя основные миграционные потоки. Всё это ещё больше отдалит Среднюю Азию от России. Уже сегодня мы видим первые отголоски этого отдаления.

Для нашей страны это крайне неприятные тенденции, поскольку из истории мы знаем, что одной из стратегий Запада является столкновение своих конкурентов между собой для их ослабления. Если Запад действительно сможет найти рычаги давления, то, скорее всего, он сможет их применить, ослабив наше положение.

Однако даже если мы предположим, что никаких столкновений не предвидится, то все равно существуют риски от усиления влияния Китая и Турции в Средней Азии. Это связано в сем, что на протяжении многих лет демографическую проблему в нашей стране пытались закрыть при помощи миграционной политики из стран СНГ. Эта зона миграции была для нас безопасна, поскольку Россия имела контроль в данном регионе. Но с усилением влияния Турции и Китая мы можем попасть в ту же ловушку, в которой когда-то оказался Берлин. Дело в том, что для увеличения экономических темпов роста Германия в середине 20-го века привлекала к себе трудовых мигрантов из ослабленной Турции. Но по мере укрепления Турции усиливалось её влияние на Германию. Анкара вместе с США использовала многочисленную турецкую диаспору для лоббирования своих интересов. К сожалению, Турция и Китай также смогут использовать этот инструмент в отношении уже нашей страны.

На мой взгляд, сейчас перед Россией стоит ряд задач по предотвращению давления извне, которые включают сохранение своего влияния в странах СНГ, предотвращение формирования против неё враждебных блоков, а также разработка новой демографической политики, целью которой должно стать воспроизводство собственного автохтонного населения. Именно эти меры позволят нам сохранить суверенитет, а также экономический и политический потенциал.