12 августа THQ Nordic анонсировала Alone in the Dark — ремейк одноименной игры 1992 года. Сегодня о хорроре, которому исполнилось 30 лет, помнят единицы — а ведь когда-то тайтл заложил основы целого жанра survival horror, вдохновив в числе прочего создателей оригинальной Resident Evil. Cybersport.ru предлагает вернуться в прошлое и попробовать понять, чем была примечательна Alone in the Dark и стоит ли тратить на нее время сегодня.
Начало кошмара
В 1924 году неожиданно покончил с собой Джереми Хартвуд — известный художник и владелец поместья Дерсето. Последнее считается проклятым, поэтому смерть Хартвуда никого особо не удивила, и даже полиция вскоре закрыла дело за неимением улик. Однако мелкие детали показывали, что все не так просто.
В Дерсето отправились двое: Эмили Хартвуд, племянница Джереми, в надежде разузнать о смерти дяди, и частный детектив Эдвард Карнби, которого нанял антиквар для поиска старинного пианино в особняке. Вскоре после прибытия гостей двери Дерсето захлопываются, а герои остаются наедине с кошмарами, таящимися в загадочном особняке. Слухи о проклятии на деле оказываются правдой.
Закладывая основы
История Alone in the Dark начинается в 1989 году. Программист Фредерик Рейнал тогда работал над одной из ранних трехмерных игр Alpha Waves и задумался о производстве технологии, позволяющей создавать и анимировать трехмерных персонажей. Глава студии предложил механику, похожую на таковую в Haunted House 1982 года: игрок должен был использовать спички, чтобы ориентироваться в совершенно темном пространстве загадочного особняка. У Рейнала, большого фаната хоррора, были свои мысли на этот счет.
Так началась работа над In the Dark, позже переименованной в Screams in the Dark до того, как тайтл получил финальное название. Рейнал довольно быстро решил, что события должны разворачиваться в 1920-х в большом особняке: с одной стороны, уже есть огнестрельное оружие, с другой — то же электричество остается довольно ненадежным. При создании сеттинга команда девелоперов ориентировалась на произведения Г. Ф. Лавкрафта и Э. А. По — работа последнего, «Падение дома Ашеров», стала главным источником вдохновения, но в особняке Дерсето можно найти, например, «Некрономикон», перекочевавший из «Мифов Ктулху».
Кстати, о книгах: в игре довольно много различных текстов, от заметок и газетных вырезок до отдельных древних фолиантов. Все дело в том, что Рейнал был уверен, что графика еще не способна по-настоящему напугать игрока, а вот с помощью текста можно создать нужную атмосферу.
Технологические изыски
В 1992-м 3D было развито слабо, поэтому разработчики пошли на ряд ухищрений. Самое очевидное из них — фиксированная камера: это позволило использовать заранее отрисованные фоны, на которых располагались трехмерные модели персонажей, монстров и предметов. Камера сыграла важнейшую роль: фиксированные углы позволили разработчикам добиться небывалой на тот момент кинематографичности, которая стала одним из ключевых приемов всего жанра на десятилетие вперед.
Еще одной важная деталь — решение авторов постоянно нагнетать на игроков страх, в том числе не только за счет монстров. Опасность в AitD поджидает героев буквально везде: можно умереть, наступив на шаткий пол, открыв не ту дверь или вовремя не проследив за каким-то важным моментом. Все это, по задумке Рейнала, должно постоянно держать игрока в напряжении и заставлять его внимательно относиться ко всему, что он делает.
На месте и другие столпы еще недооформившегося жанра: так, например, игроку не раз предстоит решать различные головоломки и, само собой, сражаться с монстрами. В целом еще в 1992-м Alone in the Dark предлагала все то, что спустя четыре года сделает Resident Evil хитом.
То, что осталось в прошлом
Различий в игре за Эдварда и Эмили нет: оба героя проходят одинаковый путь, пусть и преследуя разные цели. По современным меркам тайтл отличает крайне необычное управление: сам персонаж перемещается, как положено, на «танковый» манер, а вот для выбора действий нужно открывать особое меню. Прыжок, использование предметов, открытие дверей, толчок тяжелых ящиков и атака назначены на одну и ту же кнопку, которая меняет свое значение в зависимости от выбранного игроком пункта меню. Не самая удобная схема, но к ней не так сложно привыкнуть. А вот что действительно неудобно, так это бег: для того чтобы герой ускорился, нужно дважды нажать «вперед» на стрелках. Срабатывает, увы, через раз.
Что интересно, Alone in the Dark предлагает определенную нелинейность — в основном в том, что большую часть особняка можно пройти очень по-разному. Уже первая же комната, в которой начинается игра, позволяет это прочувствовать: из нескольких точек на геймера могут напасть монстры, если не предотвратить это заранее, закрыв шкафом окно, а сундуком — люк в полу. Спустившись же на первый этаж, пользователь попадет в довольно разветвленную локацию, сегменты которой можно исследовать в любом порядке, в отдельных случаях находя важные предметы в новых местах: те же спички можно обнаружить минимум в двух разных комнатах.
Для своего времени сюжет, к слову, не так уж тривиален: разработчики планировали сделать Alone in the Dark частью серии по произведениям Лавкрафта, куда также входил квест Shadow of the Comet, однако игра все же стала основой для собственной франшизы. Авторам удалось органично сплести готический ужас По, хтоническую природу Лавкрафта и добавить сюда не только древнюю мифологию, но и даже пиратов, помешанных на обогащении и вечной жизни. Тексты, через которые эти сюжеты зачастую и подаются, при этом отлично справляются с задачей рассказать яркую и непростую историю, в которой немало интересных эпизодов, мрачных тайн и не раскрытых до конца загадок.
Ложка дегтя
Впрочем, не все так радужно. Отдельные головоломки трудно назвать логичными: например, живой доспех почему-то можно победить, исключительно метнув в него тяжелую статуэтку. Почему не работает обычное оружие и другие способы — ответа нет. Как и нет ответа на то, почему механика применяется только раз.
Что не менее странно, Alone in the Dark предлагает множество предметов, но ограничивает объем инвентаря, не указывая его точную емкость. При этом далеко не все, что плохо лежит, нужно поднимать: нередко можно найти откровенный хлам, который просто занимает место, и не всегда это так уж очевидно. Да, допустим, осколки вазы вряд ли пригодятся, но которая из целого ряда доступных пластинок будет полезной?
Есть и обратная сторона медали: как нередко бывало в старых играх, прохождение можно запороть случайно, просто пропустив важный предмет и отправившись дальше по сюжету раньше времени, заблокировав себе путь назад. Приятного в этом, как понимаете, мало, но подобным страдали многие тайтлы начала 1990-х.
Новое начало
Сегодня Alone in the Dark во многом воспринимается как пережиток прошлого: тут и графика, мягко говоря, устаревшая по современным меркам, и странное управление, к которому трудно привыкнуть, и ряд чисто геймплейных проблем, которые были «вылечены» в более современных тайтлах. И все же Alone in the Dark забыта совершенно напрасно: многие ее аспекты ощущаются вполне неплохо и сегодня, а для тех, кто интересуется историей хоррора в видеоиграх, это и вовсе маст-хэв. Да, жанр формально начался с Resident Evil, но она не была первой — она была популярной. Большинство привычных вещей нашли свое начало именно в Alone in the Dark, которая в первую очередь этим и ценна.
Несколько обидно, что за столь удачной первой (а у игры был отличный прием и очень даже достойные для того периода продажи) частью последовали куда менее интересные вторая и третья, а со временем серия попросту канула в Лету, появляясь на радарах разве что преданных любителей хоррора. Тем интереснее, что THQ готовит ребут франшизы: сценарист Микаэл Хедберг, отвечавший за Amnesia: The Dark Descent и Soma, обещает остаться верным духу оригинала, но добавить в него немало деталей и расширить оригинальную историю. Трейлеры как минимум интригуют: конечно, от былых угловатых зомби и странноватых зубастых птиц не осталось и следа, но атмосфера липкой южной готики с привкусом неведомого на месте. Остается только ждать: авось третий перезапуск серии (после Alone in the Dark: The New Nightmare 2001-го и Alone in the Dark 2008-го) наконец поможет ей вернуться в высший жанровый эшелон.