У учителей в наше время очень часты такие проблемы, которых раньше не было.
Учитель беспокоится:
Я - молодой специалист, мне дали 1 класс. В классе будет мальчик из Таджикистана, он не понимает по-русски. Совсем. Ни слова, ни полслова. Они только в начале августа приехали в Россию. Отец тоже не говорит, мама - чуть - чуть. Она пояснила, что у них нет финансов, чтобы нанять кого-то, обучать русскому.
Как учить такого ребёнка?
Действительно, у молодого специалиста опыта такого вообще нет.
Педагог переживает, что не справится и заработает перед администрацией школы репутацию неумехи. Отказаться от него нельзя, перевести к опытному педагогу - тоже, т.к у них классы переполнены, а у нее - недобор.
Размышления
Странно, но почему при переезде в Германию, Францию или Америку никто не меняет учебную программу под одного иностранного ребенка?Это был выбор семьи - переехать в другую страну, где иной государственный язык. Это родители должны были подумать о том, как же будет учиться их ребенок.
Педагоги делятся своим опытом:
В первый класс еще ничего. Часто приходят такие и в пятый и в седьмой. Главное, не акцентировать внимание на нем. Учить как всех. Оценивать также. Раз пришёл в русскоязычную школу, то должен соответствовать требованиям.
Действительно, первый класс еще терпимо. Больно смотреть, как в 7 классе мучается такой мальчик. Писать по-русски он вообще не умеет. Задачи по физике и математике не понимает, даже если и может прочитать кое-как.
И как его оценить? Возмущают родители детей: они переехали, а дальше не их проблемы, как хотите - так и учите. Чем думают - непонятно!
Многое зависит от ученика
В этой ситуации многое зависит от ребёнка - хочет он учиться или нет. Хватит ли у него интеллекта быстро влиться в языковую среду или нет.
Сначала пусть просто сидит в классе со всеми, за ним нужно наблюдать: старается он делать, как все или нет. Если не пытается даже начинать, безответственно относится, то скорее всего он не сможет учиться, как обычные дети.
Ни один ребёнок не чувствует себя нормально, если он в общей массе сам по себе. В этом случае желательно убедить родителей пройти ПМПК.
Если хотя бы буквы и крючки с доски списывает - уже плюс. Тогда встанет вопрос: насколько нужна помощь педагога в освоении языка. Бывают ученики, которые сами освоили русский язык в процессе обучения. Пришли с нулевыми знаниями, а потом даже хорошо учились.
Совет по правам человека предложил
На днях глава Совета по правам человека при Президенте России заявил, что детей мигрантов нельзя зачислять в школы без знания русского языка. По его мнению, сначала они должны пройти годовые языковые курсы.
Советник Президента заявил:
Мы считаем, что не владеющие русским языком дети мигрантов не должны зачисляться в наши школы. Иначе обучение всего класса будет сорвано. Пострадают не только российские дети, но и сами приезжие.
О каком образовательном процессе можно говорить, если они ничего не понимают? Таких детей необходимо отправить на годовые подготовительные курсы по русскому языку и только после этого зачислять в общий класс.