Среди добрых дел новопреставленного Михаила Сергеевича Горбачева непременно надо назвать восстановление официальных связей КПСС и Коммунистической партии Китая. Нормальные связи двух правящих партий позволяли наращивать взаимодействие СССР и КНР по всем направлениям. Михаил Горбачев рассматривал завершение «холодной войны» с Пекином как часть глобальной стратегии «нового мышления». В рамках подготовки к этому назревшему результату он за несколько лет до поездки в Пекин велел свернуть антикитайскую пропаганду.
Автору этих строк довелось претворять это решение в жизнь во время работы в Отделе международной информации ЦК КПСС. Я также участвовал в подготовке визита и в работе советской делегации 15–18 мая 1989 года.
Советского руководителя восторженно встречали в Пекине молодые люди, уже захватившие площадь Тяньаньмэнь. Там были даже лозунги на русском языке. Сдержанную позицию занимали некоторые собеседники Горбачева. Так, во время встречи Дэн Сяопин напомнил о «полутора миллионах квадратных километров китайских земель, полученных Россией». При этом, правда, он призвал закрыть эту главу в истории и начать ее с чистого листа.
Визит главы КПСС и СССР открывал широкие возможности для нормализации и позитивного развития отношений. Однако обострение внутренней нестабильности (события на площади Тяньаньмэнь) вычеркнуло их из списка приоритетов Пекина.
Медленная агония перестройки также снижала советский интерес к связям с КНР. Только в мае 1991 года в Москве было подписано «Соглашение между СССР и КНР о советско-китайской государственной границе на ее восточной части». Практически на всем протяжении рубежи к востоку от Монголии были уточнены и обозначены на картах на основе предыдущих документов о границе и с учетом современного международного права.
Своей активностью на китайском направлении Михаил Горбачев расчистил часть завалов на пути к новым отношениям после распада СССР и образования Российской Федерации. В нынешнем стратегическом партнерстве Москвы и Пекина есть и его вклад. Вечная память.
Автор: Юрий Тавровский