Международный спикер Теософского общества, Национальный лектор индийской секции, президент Федерации штат Уттар Прадеш и Уттахкаранды (Индия) Ю.С. Панди.
Абсолютный Принцип, Парабрахман
Некоторые описания: Первое из трех фундаментальных положений, которые устанавливает Тайная доктрина, гласит: "Вездесущий, Вечный, Безграничный и Неизменный Принцип, о котором невозможно никакое умозрение, так как он превосходит силу человеческого понимания и может быть только затмеваем любым человеческим выражением или уподоблением. Он находится вне пределов досягаемости мысли – по словам Мандукья Упанишады, "немыслим и невыразим." Индусы называют этот Абсолютный Принцип Парабрахманом.
Эта единая абсолютная реальность предшествует всему проявленному, обусловленному бытию. Она – Бесконечная и Вечная Причина – есть бескорний корень “всего того, что было, есть и когда - либо будет". Парабрахман, будучи "Высшим Всем", вечно невидимым духом и Душой Природы, неизменный и вечный, не может иметь никаких атрибутов; абсолютность очень естественно исключает любую идею конечного или обусловленного от того, чтобы быть связанной с ним. Парабрахман (Единая реальность, Абсолют) есть поле абсолютного сознания – и по существу не имеет никакого отношения к проявленному, конечному Бытию, обусловленному существованию, условным символом которого является сознательное существование. Это Ни-что, Не-бытие, но – "Бытийность" (Sat), и она вне всякой мысли или спекуляции. ТО не может ни хотеть, ни творить.
Сознание, Абсолют. Состояние сознания, которое находится за пределами ограничений и, следовательно, за пределами познающего и познаваемого. Таким образом, это состояние бессознательности. Тайная Доктрина говорит о нем как о “темной тайне Небытия; бессознательном, но абсолютном Сознании; неосуществимой, но единой самосущей реальности” (ТД I, 2).
Это Единая Жизнь, вечная, невидимая, всё же вездесущая, без начала и конца, но периодическая в своем регулярном проявлении.
Парабрахман – это не "Бог", потому что То не есть бог. "Это то, что является высшим (paravara)", - объясняет Мундака Упанишада. Он "Высший" как Причина, а не как следствие. Парабрахман – это просто, как "Реальность вне Времени", всеохватывающий Космос – или, скорее, бесконечное Космическое Пространство – в высшем духовном смысле, конечно (ТД I, 6).
Учитель говорит, что безличный, не-мыслящий и не-разумный принцип называется в Адвайте Парабрамом.
Во Вселенной есть только одно постоянное состояние – состояние совершенной бессознательности, чистой Чидакаши (поле Конфуция). Эта большая вселенная в действительности представляет собой огромное скопление различных состояний сознания и предельное состояние бессознательности, которое Адвайтисты считают Парабрахманом.
В "Ключе к теософии" (Раздел V) сказано: ТО (Абсолют) не мыслит по той простой причине, что оно само есть Абсолютная Мысль. И оно не существует по той же причине, по которой оно есть абсолютное существование и Бытийность, а не Бытие.
Субба Роу в своей Философии Бхагавадгиты говорит: Парабрахман – это не Эго, это не не-Эго, это не сознание, или, используя фразеологию, принятую нашими старыми философами, это не jnata (знающий), не jnanam (знание) и не jneyam (познаваемое). Конечно, каждая сущность в этом космосе должна подпадать под одну или другую из этих трех категорий. Но Парабрахман не подпадает ни под одну из них. Тем не менее, она кажется единственным источником, из которого познающий, знание и познаваемое являются проявлениями или модусами существования.
Все Ведантические писатели древности сформулировали принцип, что Парабрахман - это единая сущность всего в космосе. Парабрахман как Дух-Материя или Материя-Дух или субстанция-принцип присущ каждой частице и является этой частицей в проявленной вселенной.
Учитель говорит: Наше учение о единой жизни тождественно учению Адвайтистов о Парабрамане. И ни один истинно философски обученный Адвайтист никогда не назовет себя агностиком, ибо он знает, что он во всех отношениях тождественен вселенской жизни и душе – макрокосм есть микрокосм, и он знает, что нет Бога отдельно от него, нет творца как не-бытия. Найдя Гнозис, мы не можем повернуться к нему спиной и стать агностиками (ПМ 88 хрон. изд., 271).
Она (Нирвана) есть состояние абсолютного покоя и слияния с Парабрахмом-это сам Парабрахм (ПМ104 хрон. изд., 360-61).
В Брихадараньяка Упанишаде мудрец Ягьявалка говорит, что вся проявленная вселенная, которая была, есть и будет, пронизана Акашей (непроявленной акашей) и что эта Акаша пронизана тем, что называется Акшара (неизменным). Далее, вся проявленная Вселенная по порядку находится под Его воздействием. Это "ЭГО" описывается как neti, neti ("не это, не это", или "ещё нет, ещё нет"). Оно неощутимо, неубедительно, непривязанно. Оно никогда не чувствует боли и никогда не страдает от травм.
Другая мантра той же Упанишады описывает: То (Брахман) полон; эта (вселенная) полна. Полное исходит из полного. Принимая полное из полного, все же остается полным.
Различные Наименования: Тексты обозначают безымянный Абсолют по-разному, например: Бытийность; Не-бытие; Абсолютное Бытие; Ади-Будда (первая или первобытная мудрость); Айн-Соф, Непознаваемое Бытие (Герберт Спенсер); Единая Абсолютная Реальность; Единое Существование Вне Времени (Адвайта);" без Второго"; Эн (или Айн, Айор) – единственное самосущее (Халдейская Книга Чисел); вечно непознаваемая и непознаваемая Карана; Беспричинная Причина всех причин; Акшара (неизменный); "Великий Предел" (Конфуция); Божество сокрытое (Птах); Непознаваемое, упоминаемое различными способами в Ригведических стихах, таких как "Ничто Было", позже было названо "Парабрахманом".
Символы: Символы, используемые для описания Парабрахмана: Брахманическое "Золотое Яйцо", из которого появляется Брахма, творческое божество; "круг с центральной Точкой" Пифагора; в Тайной Доктрине сокрытое Единство – независимо от того, представляет ли оно Парабрахмана, или "Великий Предел" Конфуция, или Божество сокрытое у Птаха, ВечныЙ Свет, или снова еврейский Айн-Соф, всегда оказывается символизированным кругом или "ничто" (Абсолютом, Ни-Что и ничем, потому что он Бесконечен и есть Все); в то время как проявленное богом (по его делам) относят к диаметру того круга (ТД II, 553).
Круг указывает на обозначающее предел, ограничивающее качество Всего, универсальный принцип, который из любой данной точки расширяется так, чтобы охватить все вещи, воплощая при этом потенциальность каждого действия в Космосе.... В символике центральной точкой является Дживатама (7-й принцип), и, следовательно, Авалокитешвара, Кван-Шайин, проявленный "Глагол" (или Логос), зародышевая точка проявленной активности... действуя через эту зародышевую точку вовне как активная сила, он реагирует из окружности вовнутрь как высшая, но скрытая Потенциальность... (ML 111, p. 378-79).
В "Ключе к теософии" То описывается как сфера без окружности, в ее символике, имеющая только один вечно действующий атрибут, охватывающий все другие существующие или мыслимые атрибуты – Самого Себя.
Двойственность и эволюция: эта "Бытийность" символизируется двумя аспектами – абсолютным абстрактным Пространством, представляющим чистую субъективность, и абсолютным абстрактным Движением, представляющим Безусловное Сознание. Этот последний аспект единой Реальности также символизируется термином "Великое Дыхание" (ТД I, 14).
Как только мы переходим от Абсолютного Отрицания, двойственность проявляется в противопоставлении Духа (или Сознания) и Материи, Субъекта и Объекта. Дух (или Сознание) и Материя являются, однако, не независимыми реальностями, а двумя гранями или аспектами Абсолюта (Парабрахмана), которые составляют основу обусловленного Бытия, субъективного или объективного.
Великое Дыхание принимает характер докосмической Идеации, которая является источником всего индивидуального сознания, и обеспечивает руководящий интеллект в обширной схеме космической Эволюции. С другой стороны, докосмическая коренная субстанция (Мулапракрити) лежит в основе всех объективных планов Природы и является субстратом материи в различных степенях дифференциации. (ТД I, 15).
Эзотерическая доктрина говорит, что, в то время как Мулапракрити, ноумен, самосущна и не имеет никакого происхождения, или не имеет родителей, Аупадака (как единая с Брахманом) - Пракрити, ее феномен, – периодична и не лучше, чем иллюзия первого; так Махат, первенец Джнаны (или гнозиса), знания, мудрости или Логоса – это иллюзия, отраженная от абсолютной НИРГУНЫ (Парабрахмана), единой реальности, "лишенной атрибутов и качеств" ; в то время как у некоторых ведантистов Махат – это проявление Пракрити, или Материи (ТД I, 62).
Эзотерическая философия запечатлевает в нашем сознании три различных представления о Вселенной в ее трех различных аспектах: Предсуществующее (развившееся из) Вечно-Существующее и Феноменальное – мир иллюзии, его отражение и тень (ТД I, 278).
Одна преобладающая, наиболее отчетливая идея, встречающаяся по всему древнему учению относительно Космической Эволюции и первого "сотворения" нашего земного Глобуса со всеми его продуктами, органическими и неорганическими, состоит в том, что весь Космос произошел от Божественной Мысли. Эта мысль пропитывает материю, которая вечна с Единой Реальностью; и все, что живет и дышит, развивается из эманаций Единого Неизменного – Парабрамана = Мулаприкрити, вечного единого корня (ТД I, 340).
Вселенная развивалась из своего идеального плана, поддерживаемого Вечностью в бессознательном состоянии этого Парабрахмы.
В начале Великой Манвантары Парабрахман проявляется как Мулапракрити, а затем как Логос. Этот Логос эквивалентен "Бессознательному Вселенскому Разуму" и т. д. западных пантеистов. Она составляет основу Субьективной стороны проявленного Бытия и является источником всех проявлений индивидуальных сознаний. Мулапракрити, или Изначальная Космическая Субстанция, является основой Объективной стороны вещей – основой всей объективной эволюции и Космогенезиса. Таким образом, сила не возникает вместе с Изначальной Субстанцией из Парабрахмической Латентности. Это превращение в энергию сверхсознательной мысли Логоса, влившейся, так сказать, в объективацию последней из потенциальной латентности в Единой Реальности (SD II, 24).
Это Дух и Природа, которые образуют нашу иллюзорную вселенную. Два неразделимых остаются во Вселенной Идей до тех пор, пока она существует, а затем сливаются обратно в Парабрахман, Единый, вечно неизменный (ТД II, 36).
В "Ключе к теософии" (раздел VI) говорится, что мы верим не в сотворение мира, а в периодические и последовательные проявления вселенной от субъективного до объективного плана бытия, через регулярные промежутки времени, охватывающие периоды огромной продолжительности... Никто не создает Вселенную. Наука назвала бы этот процесс эволюцией; дохристианские философы и востоковеды называли его эманацией; мы, оккультисты и теософы, видим в нем единственную универсальную и вечную реальность, периодически отражающую себя в бесконечных Пространственных глубинах. Это отражение объективной материальной Вселенной является временной иллюзией и ничем иным. Реально только то, что вечно.
Фонд содействия развитию социально значимой и просветительской деятельности «ТЕОСОФИЯ»