Найти тему

Из поездки по Хопёрскому округу. Станица Урюпинская

(город Урюпинск, Волгоградская область)

В Урюпинской станице чувствуется крайний недостаток в хорошей питьевой воде. Станица считается поселённой на реке Хопре, но, в сущности, она даже близкими частями своими отстоит от этой реки на расстоянии в две, три версты, и между ней и рекой находится обширное болото, именуемое в восточной части своей Мелким озером, а в западной – Подпесочным. Вода в этих соединённых между собой протоком озёрах насыщена всевозможными нечистотами, стекающими с ближних окраин поселения, зацветшая и до того гнилая, что представляет собой просто зловонную жижу. Между тем, большинство бедного класса населения не брезгует употреблять эту воду не только для домашнего обихода, но и для питья и приготовления собственной пищи. На вопрос: берут ли жители для питья болотную воду? – каждый раз можно получить ответ:
- Кто не поленится и кому досужно, тот идёт по воду в Хопёр, в обход озёр, а кому некогда или лень, тот довольствуется и этой.
Урюпинцы давно уже лелеют мысль об устройстве водопровода из имеющихся невдалеке от станицы родников или, в крайнем случае, из Хопра, но мысль эта для станичников оказывается невыполнимой, так как на это в настоящее время нет ровно никаких средств.

До последнего времени окружное казначейство отчисляло ежегодно в доход станицы, собственно на соблюдение чистоты площадей и улиц и улучшение водохранилищ, 10 процентов из суммы, выручаемой при выдаче торговых документов для всего округа, и этим путём станица получала на своё благоустройство около пяти тысяч рублей, но три года тому назад, в силу особого циркуляра министра финансов, казначейство стало отчислять в пользу станицы 10 процентов с торговых документов, взимаемых лишь для одного Урюпина, (а не для всех поселений в округе, как прежде), в виду чего станица теперь получает, вместо 5 тысяч, всего 1 700 рублей и менее и лишь с большим трудом в состоянии поддерживать в целости и порядке то, что уже было сделано в прежние годы по общественному благоустройству.

Так, станица собственно, на чистоту улиц и ремонт мостовых стала расходовать в год лишь 600 рублей, вместо нескольких тысяч. Из 170 фонарей освещавших прежде улицы в безлунные ночи, оставлено только 120, и притом из оставшихся фонарей стали зажигать в течение всего года только несколько десятков находящихся в общественном саду, остальные же зажигаются в течение восьми осенних и зимних месяцев, с 1 сентября по 1 мая.

-2

Необходимо заметить, что Урюпинская станица не одна страдает от безводья. Рядом и смежно с её плановым поселением (можно сказать, даже слитно) расположен довольно большой, богатый и в высшей степени оригинальный город, принадлежащий войску. Это – ярмарочная площадь для помещения существующих здесь войсковых Покровской и Богоявленской ярмарок, с большим числом капитальных ярмарочных построек, и ярмарочное поселение из 302 жилых дворов, управляемые особыми, назначенными войсковым начальством, распорядителем и его помощником, ярмарочным полицейским приставом.

К ярмарочной площади прирезаны из войсковых земель два попасных степных участка: один на речке Ольшанке, в количестве 2 125 десятин 780 квадратных сажень и другой на речке Каменке, в количестве 867 десятин 2 346 кв. сажень. На площади находится принадлежащих торгующему на ярмарке купечеству 28 корпусов кирпичных с 500 номерами лавок и 11 корпусов деревянных с 70 номерами лавок.

В ярмарочном поселении существуют ежедневные базары для продажи всевозможных сельскохозяйственных продуктов, тут же находятся 58 постоянных торговых лавок, 6 промышленных заведений и 12 мастерских.
В черте этого поселения находятся: три каменных храма (воздвигнуты на доброхотные деяния от торгующего на ярмарках купечества), монастырское подворье Усть-Медведицкого женского монастыря, реальное училище, окружное училище, женское 4-классное училище и церковно-приходская школа. И это богатое поселение относительно водоснабжения поставлено в те же условия, что и станица Урюпинская. Главным хозяевам его (войску и купечеству, скупившему у войска в собственность, с 1876 года, ярмарочные торговые помещения) давно пора бы подумать о проведении к ярмарочной площади водопровода.
Для войска это тем более обязательно, что оно получает от этой площади солидный доход в виде всевозможных сборов: лавочного (с купцов, собственников лавок и лабазов), посаженного, поземельного, возового, за разноску, за расстилку, поголовного со скота и прочего.

-3

Урюпинская станица владеет юртом в 42 423 десятины 258 сажень, отмежёванным ей в 1848 году. При нарезке, за исключением неудобной, исчислено было одной удобной 39 277 десятин 1037 сажень. Из этого количества определено было на 1165 душ мужского пола, составлявших в то время станичное общество, по 30 десятин на каждую душу, а всего 34 950 десятин, под садами чиновников оказалось 3 десятины 2046 сажень, а 4323 десятины 1391 сажень оставлено было в юрте лишних на имеющие прибыть души.
По угодьям земля распределялась так:

  • Пашенной было 17 560 десятин 98 сажень
  • Степной 19 892 десятины
  • Лугового сенокоса 431 десятина
  • Леса строевого и кустарникового 1 246 десятин 1693 сажени

По дорогам:

  • Почтовой 26 десятин 2350 сажень
  • Скотопрогонной 55 десятин 420 сажень
  • Чумацкой 220 десятин 2000 сажень
  • Просёлочной 120 десятин 1300 сажень
  • Под рекой Хопром 99 десятин 400 сажень
  • Под речками, озёрами и крутостью гор 76 десятин 1100 сажень.
-4

По всему юрту Урюпинской станицы воды оказывается весьма мало, и во многих местностях обыватели сильно бывают стеснены её недостатком. Вообще, текучую воду в этом юрте составляет одна река Хопёр, протекающая небольшое расстояние в западной части юрта, не в дальнем расстоянии от поселения станицы. Других рек нет. Два хутора, принадлежащие к станице, Лукьянов и Кардаильский, хоть и расположены на речке Кардаил, но речка эта не протекает через юрт, и сами хутора находятся за юртовой гранью.

Лет 20-30 тому назад были ещё в юрте текучие речки: Каменка, Ольшанка (название третьей речки не разобрать), состоявшие из глубоких плёсов, в которых во множестве водилась рыба. В настоящее время речки эти пересохли и засыпаны песком.

Вследствие недостатка текучих вод во многих местах юрта устроены искусственные водохранилища: колодцы и пруды. Устроены они в хуторах и среди полей. Хотя их и достаточное количество, но летом, в сухое время, пруды пересыхают, а колодцы вычерпываются, и чувствуется большой недостаток в воде.

Земля в станице Урюпинской стала делиться на паи с 1872 года и делилась первый раз на 1871 пай. Делили её наёмные землемеры. Порядок раздела был следующий:

  • землемеры должны были прежде всего отделить бороздами, измерить и исчислить в общих массах лес и займищные луга, отмежевать от пашней столько десятин усадебных и выгонных мест, сколько пожелают иметь жители каждого хутора отдельно, с тем, чтобы эти десятины были зачислены в уравнительный паевой надел;
  • измерить и исчислить все неудобные для хлебопашества места и дороги, и всё это исключить из общего довольствия.

После этого всю остальную массу пахотной земли резали плуговыми боронами на столбы и полосы, шириной в три десятины, то есть в 240 сажень. Столбы эти разбивались поперечными бороздами на участки в 200, 100 и 50 десятин, смотря по желанию жителей. Каждый участок на плане отмечался особенным номером. Межевание землемеры проводили на свой счёт, со своими плугами, народом и верховыми всадниками, нужными при проведении линий.

Станичное правление заблаговременно озаботилось составлением списков всех паевых в каждом поселении и передавало их землемеру. Для присутствия при землемерах выбирались из среды граждан от каждого хутора и от каждого квартала в станице понятые. К разделу приступали по окончании полевых работ. Из общей массы удобной пашенной земли определено было оставить 1 000 десятин в аренде купца Коверина, вырезать 300 десятин при скотопрогонной дороге, с тем, чтобы отдать их в аренду и деньги употреблять на общественные надобности, и оставить на непредвиденные случаи запас земли.

-5

Срок раздела был определён в 10 лет, считая с 1 января 1872 года. Несмотря на то, что при первом разделе земли оставлены были без раздела значительные земельные запасы, каждый паевой был наделён в то время 18 десятинами: 10 десятин нарезалось пахотной земли, 4.5 выгонной и 3.5 десятин степной.

По истечении 10 летнего срока земля была разделена вновь на 10 лет в 1883 году, а в 1893 году в третий раз. Как и везде в станицах, в Урюпине тотчас-же после раздела повсеместно водворился особый вид аренды паевых довольствий на продолжительные сроки, до 10 лет, то есть на весь срок раздела. Все бедняки, не имеющие своего хозяйства, а также люди нетрезвого поведения стремились один перед другим сдать свою землю в аренду, хотя за самую низкую цену, но с получением всех арендных платежей вперёд за весь срок раздела.

Это обстоятельство породило массу кулаков-арендаторов земли, которые набирали значительное количество паёв, приурочивали их к одному месту, создавали хутора среди станичного юрта и эксплуатировали и землю, и окружное население самым немилосердным образом. Всё это привело к тому, что земля юрта вся обратилась в пахотную и от беспрестанных распашек совершенно обесплодила, и вместе с тем значительно пало и материальное благосостояние массы хозяев-землевладельцев в станице.

Ввиду этого, в 1892 году граждане Урюпинской станицы приступили к новому разделу земли на паи. Областное правление, чтобы прекратить дальнейшую незаконную распашку земли и доведение её до совершенного истощения, предложило станичному обществу изменить систему пользования юртовой землёй и разделить её таким образом: под выгон для мелкого скота, рабочих лошадей и прочего оставить при каждом поселении незначительное количество земли, например, по 1 десятине на пай, а всю остальную землю разделить на два или на три поля, причём в первом случае одно поле обратить под распашку, а другое под толоку, а в последнем два поля под распашку , а третье под толоку; поля эти для большего удобства распределения паёв разбить так же, как и при прежнем разделе, на полосы известной ширины и переменять их через два или три года, смотря по удобству; обязательно обращать каждое поле через два года на третий под толоку или сенокос.

-6

Областное правление доказывало, что при такой системе хозяйства поле не будет никогда истощаться в такой степени, как теперь, будет давать хорошие урожаи, так как, оставаясь свободным от посевов хлебов в течение 2-3 лет, будет отдыхать и в значительной мере удобрится пасущимся на нём домашним и рабочим скотом. Кроме того, размер пахотного поля будет значительно больше, да и распределение паёв будет производиться с большим соблюдением равномерности интересов каждого гражданина известного поселения.

Однако, станичное общество, до обсуждения этого вопроса, не нашло для себя удобным ввести у себя двухпольное или трёхпольное хозяйство и решило разделить землю по-прежнему, оставив при поселениях огромные целинные выгоны-толоки. Впрочем, теперь нужда всё-таки заставила станичное и некоторые другие хуторские общества последовать совету областного правления, хотя и в несколько другой, менее рациональной форме. Граждане, по-прежнему, держат в постоянном бессилии свои пахотные паи в поле постоянной, почти ежегодной распашкой их и посевом хлеба, получая с них или ничтожные, сорные и маломерные урожаи, или вовсе никаких; но зато они поддерживаются своими выгонами, образовав на них, в большинстве поселений, чисто многопольное хозяйство.

Во всех поселениях станицы пятая и шестая и более часть выгонов ежегодно делится между членами-соучастниками в наделке на паи, пашется и в течение двух лет засевается арбузами, льном, просом, пшеницей, а иногда и другими хлебами. После этого разделённая и вспаханная часть выгонов оставляется опять под выгон на несколько лет до затвердения и пока до неё опять дойдёт очередь раздела на паи и распашки. Таким образом, здесь на пахотных полях ведётся однопольная система хозяйства, на выгонных же пятипольная, шестипольная и т. д., смотря по желанию граждан каждого поселения отдельно.

Последний раздел земли произведён здесь, как уже сказано, в 1893 году, и срок его установлен на 10 лет – 1 августа 1903 года. Каждый паевой наделён пашенной землёй от 11 до 13 десятин и выгонной от 4 до 6 десятин, так что всего пашенной и выгонной земли вместе приходится на пай 17 десятин. Такой пай полностью ходит в настоящее время в аренде за цену от 25 до 45 рублей.

-7

При последнем разделе земли, между прочим, постановлено следующее:

Паи умерших не отдавать малолеткам, достигающим совершеннолетия, а оставлять за определённую плату (5 рублей в год) в семьях, лишившихся работника, чтобы не расстраивать хозяйства, в которых умерший был главой или членом; отбирать эту землю от семейства до надела малолеток только в крайнем случае, когда не будет вовсе никакого другого запаса общественной земли. Граждане, владельцы паёв, могут сдавать в аренду свои паи, но только тогда, когда получат их сами на руки по разделу, а не до раздела и не далее сроком, как только на один год; до раздела земли на паи или до получения её на руки никто из граждан, и ни под каким видом не должен отдавать её в аренду или делать уступку кому либо, а выгонная земля, как отдельным лицам, так и хуторянам обществами в аренду вовсе сдаваться не должна.

Общественные средства и нужды станицы Урюпинской характеризуются следующими цифрами.

  • Прихода на 1898 год ожидается 29 804 рубля 94 копейки, важнейшие статьи его:
    аренды за 5 участков 7 433 рубля 57 копеек,
    от 3 200 десятин земли отрезанной в запас для наделения малолеток – 5 000 рублей,
    от 4 участков земли неимущих казаков, снаряжённых к службе на общественный счёт, отдаваемых в аренду на пополнение их долгов – 1 017 рублей 40 копеек,
    денежных взносов за возврат задолженностей на снаряжение – 2 000 рублей,
    за разрешение открытия питейных заведений – 1 850 рублей
    и посаженной платы с иногородних лиц – 1 050 рублей 23 копейки.
  • Общая сумма расходов исчислена в 21 853 рубля 11 копеек, важнейшие статьи его:
    жалованье станичному атаману - 1 500 рублей,
    двум помощникам – по 300 рублей,
    на пособие бедным и престарелым – 800 рублей (вместо 1 200 как в прежние года),
    на снаряжение казаков к службе – 2 000 рублей.
-8

Станица ежегодно отправляет на службу от 22 до 37 казаков и из них от 3 до 13 человек снаряжает на общественный счёт. В настоящем году истрачено общественных сумм на этот предмет 381 рубль 74 копейки. Задолженностей же от прошлых лет числится 7 564 рубля 36 копеек. Земля казаков, задолжавших в общественную сумму за снаряжение к службе, помещается в особые участки и находится в распоряжении общества. Её отдают в аренду и пополняют долг хозяина в общественную сумму в таком размере: если казак семейный, то с него вычитается из арендных денег половина всей суммы, с казака же несемейного вычитаются две трети, а одна треть выдаётся ему на руки. Остальными угодьями, как то: луговыми паями и лесом, казаки эти пользуются сами, по своему усмотрению.

  • В 1873 году в станице Урюпинской, без ярмарочного поселения, было 770 дворов, 2 691 житель мужского пола и 2 604 женского, 1 705 лошадей, 8 422 голов рогатого скота и 19 678 овец;
  • теперь же (1898 год) дворов 853, 2 404 жителя мужского пола и 2 593 женского, 1 490 лошадей, 2 651 голова рогатого скота, овец и коз 3 165 и 853 свиньи.
  • В Ярмарочном поселении при станице в 1873 году было 177 дворов, жителей мужского пола 636 и женского 610, 84 лошади, 127 голов рогатого скота и 121 овца;
  • теперь же поселение состоит из 302 дворов, 1 854 жителей мужского пола и 1 817 женского, 120 рабочих лошадей, 180 голов рогатого скота, 30 овец и 130 свиней.

По отчётности станичного правления всего домохозяев в станице и принадлежащих к ней хуторах числится 785. Из них имеют в недостаточном для хлебопашества количестве рабочий скот и лошадей 750 домохозяев, а 35 домохозяев вовсе не имеют ни рабочего скота, ни лошадей.

-9

В 1873 году общественные станичные средства здесь были в таком состоянии: станица имела общественный доход:
от сдачи в аренду 1 100 десятин общественной земли 2 855 рублей,
от попасов при скотопрогонной дороге 300 рублей,
от откупа общественных озёр 50 рублей,
сбора с ярмарок 300 рублей,
пошлины за добываемый в юрте камень 1500 рублей,
сбора с моста через реку Хопёр 130 рублей,
а всего с другими статьями было прихода 5 862 рубля 33 копейки.
Тратилось в 1873 году:
на жалованье станичным правителям, ремонт общественного имущества, на канцелярские принадлежности 100 рублей,
покупку водки для общества 200 рублей,
приём разных правительственных лиц, каждый раз до 100 рублей серебром,
уплату почтосодержателю на отбывку подводной повинности 1 250 рублей,
на наём квартиры для проезжающих по службе чиновников, на содержание женского училища, на постройку моста через реку Хопёр и прочее, всего 3 872 рубля 64 копейки. Если сравнить этот бюджет с бюджетом в настоящее время, то нельзя не видеть большой разницы. В 1873 году на удовлетворение всех общественных потребностей расходовалось 3 872 рубля 64 копейки, теперь же на это требуется уже 21 853 рубля 11 копеек.

Чтобы добыть эту сумму, станичное общество сдаёт в аренду, вместо 1 100 десятин общественной земли, как делалось в 1873 году, 5 290 десятин, отобрало для сдачи тоже в аренду (и сдаёт) до полутора тысяч десятин паевой земли у граждан, справленных к службе на станичный счёт и состоящих должниками в станичную сумму, продаёт, кроме того, паи всех умирающих и, получая от этих операций около 18 000 рублей (в 1897 году было получено 18 845 рублей 73 копейки), удовлетворяет все свои нужды и имеет ещё от расходов некоторый остаток. Так, к 1 января 1898 года станица имела в кредитных учреждениях 9 780 рублей 86 копеек и на лицо 3 345 рублей 40 копеек.

Иван Тимощенков
газета «Приазовский край» № 233 от 3 сентября 1898 года.

Навигатор По округам донской области