Найти тему
Секреты Старого Китая

О влиянии личности на реформы ушу, или совсем неизвестное о тайцзицюань

Я ведь нынче занимаюсь и борьбой,
и боксом.
Не имею больше я на счёт на свой
сомнений,
Все вдруг стали очень вежливы со мной,
и — тренер...

Этот стих Владимира Семеновича Высоцкого отлично подходит к знаменитому китайскому бойцу и преподавателю Нанкинского Института Гошу, сильно повлиявшему на реформы и развитие китайских боевых искусств в первой половине ХХ веке. Речь конечно же про Чжу Гофу.

Чжу Гофу (朱国福, 1891 1968) Мастер синъицюань и один из «Четырех героев семьи Чжу».
Чжу Гофу (朱国福, 1891 1968) Мастер синъицюань и один из «Четырех героев семьи Чжу».

Его называли «отцом китайского бокса» и «отцом китайской борьбы», и он был первым китайским мастером боевых искусств, который стал публиковать в газетах отчеты о победах над иностранными спортсменами. Он также организовывал открытые форумы для межстилевых поединков, первым в мире создал женскую команду по английскому боксу, первым внедрил бокс и стал продвигать этот спорт в Китае. Кроме того, он стремился использовать современные концепции для проведения обучения.

Мы много раз рассказывали о его вкладе, в ближайшее время - будет ещё статья о нем. Но сейчас о том, как удивительно пересекались судьбы людей, которые в итоге оказали фундаментальное влияние на #ушу, и еще более на реформирование тайцзицюань.

Начнем, как обычно, издалека. С Тан Хао. :)

Тан Хао (唐豪 Táng Háo, 1896 - 1959).
Тан Хао (唐豪 Táng Háo, 1896 - 1959).

Был он родом из Сучжоу, и его практика боевых искусств начиналась с тренировок в Шанхайской Атлетической Ассоциации Цзинъу. Тренировал его знаменитый шаньдунский мастер Лю Чжэньнань.

Лю Чжэньнань (刘震南 Liú Zhènnán, 1860 - 1934) в тридцатилетнем возрасте открыл охранное бюро в Пекине и в течение нескольких лет занимался сопровождением товаров и важных лиц. Существует бесчисленное множество легенд о том, как Лю Чжэньнань наказывал плохих и помогал бедным. Лю Чжэньнань держал охранное бюро в течение десятилетий и таким образом подружился со многими мастерами боевых искусств. Он изучил сильные стороны различных школ ушу, и целенаправленно освоил стили Люхэцюань (六合拳 liùhé quán), Синъицюань (形意拳 xíngyìquán), Таньтуй (谭腿 tán tuǐ) и Дитанцюань (地趟拳 ditàngquán).
Лю Чжэньнань (刘震南 Liú Zhènnán, 1860 - 1934) в тридцатилетнем возрасте открыл охранное бюро в Пекине и в течение нескольких лет занимался сопровождением товаров и важных лиц. Существует бесчисленное множество легенд о том, как Лю Чжэньнань наказывал плохих и помогал бедным. Лю Чжэньнань держал охранное бюро в течение десятилетий и таким образом подружился со многими мастерами боевых искусств. Он изучил сильные стороны различных школ ушу, и целенаправленно освоил стили Люхэцюань (六合拳 liùhé quán), Синъицюань (形意拳 xíngyìquán), Таньтуй (谭腿 tán tuǐ) и Дитанцюань (地趟拳 ditàngquán).

В июне 1910 года пятидесятилетний Лю Чжэньнань приехал в Шанхай, где познакомился с Хо Юаньцзя, а затем преподавал в Ассоциации Цзинъу #Люхэцюань и #Синъицюань, что стало легендой в Шанхае. Знаменит его поединок с боксером по фамилии Моррисон, которого он победил бросковой техникой, что само по себе довольно интересно. А в 1926 году Лю Чжэньнань по инициативе Юй Южэня, Ли Цзишэня, вместе с 26 военными и политическими деятелями правительства, совместно подписал письмо о создании

Национального центрального института исследования боевых искусств в Нанкине, находящегося непосредственно в подчинении националистического правительства
Сборная ушу Наньянского университета. В центре Лю Чжэньнань (слева) и Тан Вэньчжи (справа).
Сборная ушу Наньянского университета. В центре Лю Чжэньнань (слева) и Тан Вэньчжи (справа).

Итак, Тан Хао изучал у Лю стиль Таньтуй, но в 1927 году он был арестован по подозрению в вступлении в Коммунистическую партию. К счастью, Чжу Гофу вступился за него, и Тан Хао был отпущен под залог.

В стране оставаться для него стало небезопасно, и он отправился в Японию, чтобы изучать #дзюдо и #кендо. И это довольно примечательный момент: до нас дошли учебные планы и расписание занятий в гошугуане Нанкина. Там была введена довольно новая дисциплина для той поры - тайцзи туйшоу. О причинах нововведения поговорим отдельно, сейчас важно лишь то, что Институт целенаправленно делает сдвиг от цюаньшу и саньшоу в сторону борьбы. Что характерно тайцзицюань с туйшоу там вели преподаватели с опытом дзюдо.

Тан Хао после возвращения в Китай был приглашен генералом Чжан Чжицзяном стать директором редакционно-рецензионного отдела Центрального института боевых искусств, и на это с большой вероятностью повлияло его близкое знакомство с Чжу Гофу и Лю Чжэньнанем.

На том посту Тан Хао стал первым, кто стал рассматривать генезис ушу с научной точки зрения, основываясь на материалистических взглядах. Он энергично выступал за наукизацию боевых искусств, отвергал причудливые ритуалы и популярный тогда уклон в таолу, в тоже время выступал за развитие практических и прикладных, простых и понятных широким массам боевых искусств. С другой стороны, он критиковал сектантские взгляды традиционных школ и старые идеи, связанные с национальной мифологией и эзотерикой.

Слева второй Тан Хао, затем Ян Цзие и Гу Люсинь.
Слева второй Тан Хао, затем Ян Цзие и Гу Люсинь.

В итоге Тан Хао поднял статус исследования истории китайского ушу в академических кругах и стал важной фигурой в изучении истории китайского ушу. Одной из первых нашумевших работ было его исследование по Шаолиню, где он привел большое количество фактических данных, доказав в итоге, что шаолиньское ушу не было создано Бодхидхармой. Кроме того, он сделал очень много для исследования и распространения тайцзицюань. Например, в январе 1932 года вместе с Чэнь Цзимином из семьи Чэнь, он отправляется в Чэньцзягоу, чтобы исследовать историю тайцзицюань.

Но гораздо занятнее другая история. В 1936 году по политическому делу был арестован Гу Люсинь. Тан Хао выступил его адвокатом и выиграл дело, а Гу Люсинь был освобожден. Именно Гу Люсинь и Тан Хао были одними из основных движущих фигур как популяризаторы и реформаторы, а также практически создатели нового тайцзицюань.

Любопытно, что сначала Гу Люсинь изучал какой-то #наньцюань у мастера по фамилии Цуй, но потом посчитав это неэффективным, изучил синьи люхэцюань и различные стили тайцзицюань. В те годы он стал известен как практик "толкающих рук" - туйшоу, а в перечне его наставников мы найдем Гун Иньсюаня, Лю Чжэньнаня, Чэнь Веймина, У Хуэйчуаня, Сюй Чжии, У Цзяньцюань, Чэнь Факэ, Линь Цзицюня и конечно же Сунь Лутана.

Из любопытного: в 1957 году по поручению Национальной комиссии по спорту он отправился во Вьетнам, чтобы обучать тайцзицюань президента Хо Ши Мина и его товарищей по оружию, а затем дважды преподавал в Японии, восхищая японских практиков тайцзицюань своими превосходными навыками толкания - туйшоу. Кто помнит его сейчас?...

Гу Люсинь 顾留馨 Gù Liúxīn, 1908 - 1990) в 1938 году.
Гу Люсинь 顾留馨 Gù Liúxīn, 1908 - 1990) в 1938 году.

Но перенесемся в послевоенные годы. Мы уже говорили в предыдущих статьях, как Мао Цзэдун и Дэн Сяопин оказывали господдержку тайцзицюань. И им помогали упомянутые выше товарищи. В 1955 году Тан Хао был переведен в Национальную спортивную комиссию для

исследования и организации работы по боевым искусствам.

Одной из его задач было составление... «Упрощенного тайцзицюань». Будучи признанным уже тогда мастером тайцзицюань, Гу Люсинь вёл активную переписку с Тан Хао, в которой он много раз говорил о связи между «упрощенным тайцзицюанем» и .... советской теорией. Дале мы будет опираться на материал, изложенный Гу Люсинем в его книге «Исследование тайцзицюань».

Современное переиздание «Исследования тайцзицюань Гу Люсиня». В этой культовой серии также переизданы основные работы Тан Хао по истории ушу.
Современное переиздание «Исследования тайцзицюань Гу Люсиня». В этой культовой серии также переизданы основные работы Тан Хао по истории ушу.

Подобно большинству поклонников тайцзицюань, Гу Люсинь твердо верил, что

тайцзицюань является гордой традиционной китайской культурой и что его следует продвигать и рекомендовать Советскому Союзу, чтобы это приносило пользу товарищам-социалистам.

11 февраля 1955 года Гу Люсинь написал Тан Хао, говоря о необходимости для СССР изучать тайцзицюань в Китае:

... очень не хватает знаний традиционной китайской медицины и западной медицины. В будущем я должен читать больше книг такого рода. В настоящее время я купил основные советские спортивные учебники и изучаю их. Мы должны учиться на передовом опыте Советского Союза, но и ценные методы физических упражнений, переданные с древних времен в Китае, также заслуживают того, чтобы представить их Большому Брату (например, упражнения тайцзицюань) .

11 марта Тан Хао ответил:

Я думаю, что в будущем мы будем особенно изучать передовой опыт Советского Союза, углубленно изучать книги по советской теории спорта и впитывать методы развития родственных боевых искусств Советского Союза. Обратите внимание на западногерманские и Японские боевые искусства, используемые империалистами США, для понимания ситуации у противника.
Го Люсинь, "Как практиковать упрощенный тайцзицюань"
Го Люсинь, "Как практиковать упрощенный тайцзицюань"

12 марта Тан Хао снова написал Гу Люсиню, рекомендуя советские работы по фехтованию в качестве справочного материала для того, чтобы лучше разобраться в своем тайцзицюань, в собственной технике (это важный момент, так как могло оказать влияние на технику современного фехтования обоюдоострым мечем в тайцзицюань):

Кроме того, я пришлю советскую книгу по фехтованию. Судя по иллюстрациям, содержание должно быть очень подробным для вашего ознакомления.
Благодаря коллективному разуму читателей, а в частности Алексея Горбылева и Андрея Гордеева, удалось идентифицировать этот советский учебник.
Благодаря коллективному разуму читателей, а в частности Алексея Горбылева и Андрея Гордеева, удалось идентифицировать этот советский учебник.

20 марта Гу Люсинь ответил Тан Хао:

Завтра днём… Попросите Линь Цзыцина встретиться у вас дома, принести советскую книгу по фехтованию, которую вы мне дали, и скажите Линю перевести английскую книгу по фехтованию и показать её мне. Если возможно, я напишу немного текста сравнительного исследования и пришлю вам копию для справки.

23 апреля 1955 года Тан Хао ответил:

Соревнования по боевым искусствам Советского Союза содержат три категории: бокс, борьба и фехтование (включая рубку и колющие удары). По моим личным наблюдениям и развитию китайских программ боевых искусств, возможна тенденция развиваться именно в этом направлении. Брат мой, ты чувствуешь то же самое?

14 июня 1956 года Тан Хао написал Гу Люсиню, что его книга «Упрощенный тайцзицюань» проверена и одобрена советскими специалистами, и может быть вскоре опубликована:

Сообщаю вам хорошие новости, скоро будет опубликован «Упрощенный тайцзицюань». Содержание содержит научное объяснение советского эксперта, что является беспрецедентной демонстрацией того, что тайцзицюань оказал положительное влияние на спорт.

«Упрощенный тайцзицюань» был издан в 1956 году, а в 1973 году тираж достиг уже 4,46 миллионов экземпляров. На базе этого руководства, только на тренировочном классе в Тяньцзине в 1961 году за два месяца было обучено более 12 000 человек.

Один из первых вариантов 50-х годов.
Один из первых вариантов 50-х годов.

12 сентября 1956 года Тан Хао написал письмо Гу Люсиню, в котором рассказал об основных принципах организации тайцзицюань, которые должны основываться на теории советских специалистов :

Для научного объяснения тайцзицюань есть статья «Упрощенное тайцзицюань», написанная в соавторстве с советскими специалистами и медицинскими работниками больницы Пекинского университета, и ее теория также применима к различным видам адаптированного тайцзицюань.

1 октября 1956 года Тан Хао написал Гу Люсиню, сообщив ему, что советские специалисты проводят «эксперименты по упрощению тайцзицюань» и что организация китайского нового спортивного чанцюань также была направлена ​​на то, чтобы «взять советские гимнастические упражнения как образец»:

Национальные виды единоборств, особенно некоторые виды ушу, имеют лечебный эффект. Это направление, которое предстоит организовать и реализовать в будущем. Полностью согласен с вашим мнением. Под руководством советских специалистов и медицинских работников больница Пекинский университет проводит эксперименты по упрощению тайцзицюань, научный отчет будет сделан в ближайшее время.
Издание 70-х.
Издание 70-х.

8 июня 1958 года Гу Люсин рассказывает в своей статье про «упрощенный тайцзицюань» следующим образом:

«Упрощенное тайцзицюань», которое было исследовано, составлено и напечатано Национальной спортивной комиссией Китая в августе 1956 года, принимает за основу стиль Ян Чэнфу, который широко популярен в народе. Используется 24 форм из исходных 34, удаляя сложные и повторяющиеся движения. Раньше на выполнение комплекса семьи уходило 20-30 минут, а на выполнение упрощенного тайцзицюань всего 5-8 минут. Это создает оптимальные условия для общего развития тайцзицюань и служения здоровью людей.

В статье Гу также подчеркнул, что будущие исследования тайцзицюань все еще нуждаются в руководстве советской теорией:

Необходимо использовать диалектический материализм, чтобы улучшить его философскую основу, проанализировать технику тайцзицюаня «толкающая рука» с точки зрения механического принципа и объяснить его терапевтическую ценность на основе павловской теории продвинутой нервной деятельности.
Издание 1974 года
Издание 1974 года

И далее:

Согласно выводам советских ученых-медиков: основная проблема сохранения работоспособности и продления жизненных сил заключается в гигиене и защите нервной системы, которая используется для управления движениями, тем самым воздействуя на центральную нервную систему. В то же время может постепенно усиливать кровообращение и функцию сердечного сокращения, развивать и регулировать дыхательную функцию, стимулировать нормальную работу органов пищеварения, способствовать метаболизму, активизируя различные группы мышц и суставы тела. Упражнения тайцзицюань, целостность этого метода, единство внутреннего и внешнего, полностью соответствует заявленному русским физиологом Сеченовым единству психических и физических явлений в книге «Рефлексы головного мозга», а психический процесс зависит от материальности физического процесса.
-13

Подводя итог, стоит отметить, что книга «Упрощенный тайцзицюань» была неоднократно переиздана после того, как китайско-советские отношения испортились. Она больше известна как 24 формы тайцзицюань. И в поздних изданиях все тексты, относящиеся к Советскому Союзу, были удалены, хотя инструкции для занятий остались без изменений. Но как мы ещё помним, в 1950-х годах Китай подражал Советскому Союзу практически во всех областях политики, экономики и культуры. В эти же годы тайцзицюань был реформирован и активно пропагандировался властями как национальная оздоровительная гимнастика, и в этом тайцзицюань есть несомненные следы советского спорта, гимнастики и танца.

Вот такая занятная история у самого распространенного комплекса тайцзицюань.

Всем хороших тренировок!

Дм. Моисеев, СПб