Образ Афины не вписывался в привычные каноны иконографии женщин "фин де сьекль", которая должна была уподобляться демонической змее или прекрасному цветку. И тем не менее на протяжении почти трех десятилетий существования стиля модерн Афина является его программной фигурой. Образ богини присутствует на плакатах, иллюстрациях для прессы, в декоре официальных строений. Богиня света и разума, казалось, своей мощью противостоит самой сути "нового стиля" с его любовью бурной жизни. Но для большинства творцов того времени она - индикатор духовного развития эпохи.
В массовом искусстве можно вспомнить открытку с Афиной Луи-Теофиля Ингра, которая даже не отказывается от архитипичного цветка ар-нуво. В основе своей образ статичен, но вокруг целый ворох деталей, из-за которого мудрая дочь Зевса больше похожа на фею.
Для для немецких же сецессионистов богиня не просто покровительница героев. В 1898 году перед рейхсратом, повторяющим Парфенон, начинается строительство фонтана Афины под руководством скульптора-неоклассициста Карла Кундмана, где мифическая фигура - официозное торжество разума.
Климтовская версия с её характерной позолотой, где в руках богини Истина, во всех смыслах - противоречива. Сильные чувства вызывает не только статная фигура, но и темно-зеленый почти живой фон, на котором проступает драматичная сцена сражения Геракла с Ахелоем (или Тритоном).
Новый образ Афины в Сецессионе показывал зрителям, устремленным в ХХ столетие, что разума и гармонии в том классическом виде уже не существует и леденящий разум новой эпохи познаваем только взглядом горгоны.
P.S. Переработано на основе собственного текста 2018 года.
#модерн #сецессион #вена #искусство #художники #климт #австрия