В Грэм-Кантри, штат Аризона, США, находится «Ватиканский телескоп передовых технологий» (Vatican Advanced Technology Telescope). Этот набор слов, способен вызвать когнитивный диссонанс у 99% людей, знакомых со значением каждого из них.
Все мы прекрасно знаем, что Ватикан испокон веков пытается загнать человеческое сознание в тесные рамки веры, а телескопы – это удел науки, которая на фундаментальном уровне не приемлет ничего, что нельзя бы было проверить на практике. Это, однако, очень упрощенное представление. В действительности все несколько сложнее.
Чтобы знать, когда праздновать Пасху, Рождество и грандиозное количество других особых дат, нужны календари. Составляются они астрономами. В конце концов, год – это не только временной промежуток между днями рождения, но и один оборот Земли вокруг Солнца.
Григорианский календарь, который пришел на смену юлианскому, был разработан в середине 16 века астрономами из основанной иезуитами школы Коллегио Романо. Католическая церковь вот уже несколько столетий строит объекты, позволяющие наблюдать за космосом. Григорианская башня приступила к работе в 1580 году. Обсерватория Римского колледжа пришла ей на смену в 1787-ом году.
В течение какого-то времени телескоп находился даже под куполом собора святого Петра, но эта идея очень быстро дискредитировала себя. В 1821-ом астрономы папского престола вновь въехали в Обсерваторию колледжа, но бездушное правительство Италии отобрало у них это помещение. В 1891 году второе рождение получила Ватиканская башня.
А затем в Риме, как и на большей части остальной Европы, стали ощущаться последствия бурного индустриального развития. Небо Вечного города затянуло дымом, а по ночам оно было слишком ярким. Вести астрономические наблюдения здесь стало решительно невозможно, поэтому ватиканским «звездочетам» пришлось переехать в небольшой городок Кастель-Гандольфо. Случилось это в 30-х годах 20 века. Когда дым и световое загрязнение добрались и до этого уголка Италии, Ватикан проклял все на свете и в 1993 году перенес свой телескоп в США – в обсерваторию, построенную на одной из аризонских возвышенностей.
В распоряжении ватиканских астрономов находится 1.8-метровый «григорианский телескоп» в нем используются зеркала, а не линзы. Техническое наименование телескопа никак не связано с папой Григорием XIII, который в свое время одобрил григорианский календарь. Оно дано в честь шотландского математика и астронома Джеймса Грегори, описавшего принципиальную конструкцию этого устройства.
Как бы то ни было, финансирование Ватиканом деятельности обсерватории означает, что ученым не нужно выбивать гранты и доказывать целесообразность своих изысканий. Они выполняют черновую работу астрономии – следят за движением метеоритов и собирают информацию общего характера. Это полезный и необходимый труд, но он вряд ли когда-нибудь будет поощрен престижными научными премиями и наградами.
Надо отметить, что отношения между католической церковью и наукой всегда были сложными и неоднозначными. Папский престол был когда-то мощнейшим тормозом развития цивилизации, но довольно часто поддерживал исследования, в которых чувствовал необходимость. Первые университеты в Европе были основаны католиками.
Среди выдающихся ученых прошлых столетий немало священнослужителей. Некоторые из них вообще помогли разработать научный метод. С другой стороны, мы можем вспомнить несчастного Галилео Галилея, который отправился в тюрьму за то, что отстаивал точку зрения о вращении Земли вокруг Солнца.
Время и развитие науки недвусмысленно указали католической церкви на её истинное место в нашем непростом мире. Ватикан продолжает выступать против, например, исследований стволовых клеток и широкого использования медицинских технологий контроля над рождаемостью. Однако представить его вмешательство в вопросы астрономии, биологии или ботаники уже практически невозможно.
Сегодня католики спонсируют научные исследования. В разное время они, хоть и крайне неохотно, признали убедительность теорий эволюции и Большого взрыва. Обоснование подобного отношения к науке удалось вывести из фундаментальных тезисов католической веры. Жаль только, что это потрясающее осознание пришло через сотни и тысячи лет удушения науки. Трудно представить, на каком уровне развития находилась бы человеческая цивилизация, если бы её путь вперед не тормозился религией. Конечно же, не только католического разлива.