Герб Свияжска отражает самую суть. Чудесный град действительно прибыл к границам Казанского ханства по воде, и стал средоточием православной веры, культуры и божественной благодати. Поклониться святыням благословенной земли могут и верующие Покровской епархии в составе группы паломнической службы.
В 1957 году Куйбышевское водохранилище скрыло села, деревни и города. Непотопляемый Свияжск стал рукотворным островом. До него добрались на пароме. Дорогу проложили около 10 лет назад. Но чем дальше Свияжск от мира, тем лучше: сохранились дореволюционные названия улиц и строения XVI – XX веков.
На острове несколько обителей. Не только Богородице-Успенская (1555). Еще Иоанно-Предтеченская (конец XVI века). Ее постройки утрачены из-за пожаров. В некоторых источниках обитель называют Рождественской. Она не имела владений, жила скромно, на субсидии и подаяния. После пожара 1795 года получила здания недействующего Троице-Сергиевского монастыря. Начался ее подъем. В начале XX века здесь трудились 400 монахинь и послушниц.
Древнейший храм монастыря – Свято-Троицкий (1551). Единственный памятник, оставшийся от деревянного города. Храм сплавили по Волге, воины князя П. С. Серебряного-Оболенского собрали его без единого гвоздя за один день. Спешили к Троице. Царь Иван Грозный хотел отслужить молебен перед строительством города и походом на Казань именно в этот день. Облик храма изменился. В годы безбожия резной иконостас опустел – иконы XVI – XVII веков вывезли в музеи. Зато сохранились деревянные скульптурные изображения Спасителя, апостолов, более характерные для Русского Севера, чем для Поволжья.
С 1898 по 1906 год под руководством архитектора Ф. Н. Малиновского в монастыре строили собор в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Невероятный масштаб, нововизантийский стиль, прекрасная акустика и росписи – личные сбережения в собор вложили настоятельница монахиня Апфия (Юмина) и московский меценат С.С. Мечников. Сейчас обитель и ее храмы – подворье мужского Свияжского Успенского монастыря.
Давно прекратил существование Троице-Сергиевский монастырь. Но в нем есть, на что посмотреть. Храм во имя преподобного Сергия Радонежского (1604) – редкий тип одностолпного трапезного храма. На крытой паперти – большой фресковый сюжет: Ветхозаветная Троица с предстоящими святыми Сергием Радонежским и Александром Свирским. Точная увеличенная копия «Троицы» Андрея Рублёва.
Главная святыня, благословлявшая монастырь, – чудотворная икона преподобного Сергия тоже уцелела, но находится в Казани. На территории возвышается башня-часовня (1901) во имя святых Царственных страстотерпцев, а на берегу – храм во имя равноапостольных царя Константина и царицы Елены (XVII). Он встречает и провожает паломников. Открывает красоту, созданную Богом и человеком. Поруганную злом и смертью.
В годы советских политических репрессий Свияжск был местом ссылки. У центральной площади в 1918 году Лев Троцкий останавливал отступление Красной армии, расстреливая каждого десятого. В том же году, 9 августа, убит последний настоятель Успенского монастыря, священномученик Амвросий (Гудко), включенный в Собор новомучеников и исповедников Российских в 2000 году. По Свияжску прокатилась волна закрытия и разорения храмов. Вместо Никольского (1734), Тихвинского (1735), Благовещенского (1755) храмов, собора в честь Рождества Богородицы (1567) – руины и кресты. Раку с мощами святителя Германа вскрыли. Осквернения не допустили, спрятав святыню в Казани. Кельи превратили в тюремные камеры и палаты психбольницы, в том числе для малолетних и инвалидов Великой Отечественной войны. Высокие ограды монастырей – в «последнюю стенку». С 1937 по 1948 год в колонии погибло 5.000 человек. Рядом с Успенским монастырем – памятник жертвам репрессий. Установлен в 2010 году после обнаружения массового захоронения, относящегося к 1940-м годам. Судя по останкам, люди умерли от болезней и голода, некоторые были расстреляны.
Познакомиться с историей острова можно в одноименном музее. Самое интересное – экспозиция, посвященная мученику Христофору Ликийскому. Свияжская иконописная традиция изображает его не с собачьей, как было принято, а лошадиной головой. Это видно на иконах и фреске в Успенском соборе. Синаксари указывают, что облик мученика – символическое понимание его свирепости в языческий период. Есть и другие версии. Но как бы ни было, в 1722 году Святейший Синод запретил «противные естеству, истории и истине» изображения мученика – многие из них уничтожили.
Древний монастырский комплекс возвращен Русской Православной Церкви в 1997 году, кроме небольшой части, вошедшей в музей-заповедник. Служба возобновилась, простор наполняет звон одиноких колоколен. Когда-нибудь Свияжск восстанет в своем великолепии – распахнет для священства, насельников и мирян двери трех обителей с утраченными и уцелевшими храмами. Потому что Свияжск – святыня.
2017 г.