В Ставропольском крае началась проверка детских площадок после трагического инцидента с качелями для детей с ОВЗ в региональной столице. Корреспондент «Победы26» разбиралась, нужны ли эти проверки, дадут ли они результат и на что стоит сместить фокус внимания в этом вопросе.
В конце июля в краевой столице на одной из детских площадок погиб восьмилетний мальчик. Ребёнок играл на качелях для детей с ОВЗ, упал, и тяжёлая платформа, на которую ставится инвалидная коляска, придавила школьника. Случай вызвал широкий резонанс, прозвучало несколько важных вопросов: как избежать подобных событий, кто виноват в случившемся, надо ли демонтировать качели для детей с особыми потребностями с площадок общего пользования и переносить в другие места? Как не допустить дальнейшего травмирования и смертельных случаев на качелях для особенных детей? Оказалось, что в этой ситуации вопросов и уровней проблемы намного больше, чем кажется на первый взгляд.
Уровень первый: детские площадки
Первое, на что обратили внимание краевые власти, — это сами детские площадки, их состояние и безопасность. По поручению губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова в регионе инициировали проверку всех мест для игр детей.
«Если есть меры, которые можно принять, чтобы такое не повторялось, — мы немедленно их реализуем. Дети — наше будущее. Мы никогда не будем жалеть сил, защищая их», — сказал губернатор Владимиров.
Но ситуация складывается следующим образом. Часть детских площадок относится к администрациям районов и округов либо городов и других населённых пунктов, а часть — к ТСЖ и управляющим компаниям. Для сравнения: в Ставрополе на балансе районных администраций, по данным мэрии, числится порядка 530 детских площадок, а вот жилых домов, по данным открытых источников, — аж 23,8 тысячи. При этом нет обобщающей информации, сколько же всего площадок в городе: и контролируемых администрациями, и контролируемых жителями домов. И такая ситуация — не только в Ставрополе, но во всём крае.
Возникает вопрос: как же тогда контролируется состояние не муниципальных детских площадок и кто проводит их проверку? Ни правительственные, ни административные ресурсы здесь не задействуются. За этими площадками следят ТСЖ и УК, а по сути — жители домов. Как пояснили корреспонденту «Победы26» в госжилинспекции Ставропольского края, инициативная группа жильцов, они же совет дома, не только имеет право, но и должна проверять качество оказания услуг и выполнения работ по управлению многоквартирным домом, проверять содержание, качество и состояние общедомового имущества, в том числе детских площадок, а также поддерживать работоспособность оборудования на них — качелей, турников.
Хотя соотношение муниципальных и условно «частных» детских площадок, судя по данным, не равно, и первых очевидно меньше, чем вторых, проверка всё равно началась. Как рассказала уполномоченная по правам ребёнка в Ставропольском крае Светлана Адаменко, в комиссию вошли сотрудники министерства ЖКХ края и местных администраций, представители советов отцов и родительской общественности. А мэр Ставрополя Иван Ульянченко отметил, что они проверят не только детские, а все детско-спортивные площадки. В числе проблем он также отметил тот факт, что многие игровые зоны были построены и обустроены много лет назад и отследить их происхождение нельзя.
Как пояснили «Победе26» в администрации Ставрополя, проверка пройдёт в два этапа. Сначала районные администрации уделят внимание площадкам, относящимся к муниципалитету. Затем начнётся определение собственников площадок на отмежёванных землях. Тут важно установить тех, кому эти территории и объекты принадлежат: УК, ТСЖ или самим жителям Ставрополя.
«Спустя десятилетия сложно найти владельцев и обязать их привести детское оснащение в соответствующий вид. Поэтому этот этап займёт какое-то время», — цитирует пресс-служба администрации Ставрополя слова мэра Ивана Ульянченко.
При этом параллельно с поиском собственников администрации районов всё-таки будут инспектировать детские площадки, не относящиеся к муниципалитету. По итогу специалисты составят список тех объектов, оборудование которых подлежит демонтажу.
Уровень второй: детский отдых летом
На первый взгляд, проверка состояния и безопасности детских площадок — очевидный и правильный шаг, который поможет разобраться в вопросе. Если обратиться к докладам за последние два года бывшей уполномоченной по правам детей в России Анны Кузнецовой, то можно увидеть, что по итогам лета 2021 года в России число детей, погибших на детских площадках, выросло в пять раз в сравнении с этим же периодом в 2020 году, а число травмированных — более чем в 1,5 раза. Но при этом в своём докладе экс-обмудсмен подчёркивала, что в России недостаточно развита работа с детьми в летний период.
«В Российской Федерации 74,6 процента детей в возрасте 7–17 лет не охвачены на протяжении всех трёх летних месяцев организованными формами отдыха и оздоровления и зачастую остаются без должного присмотра и занятости, предоставлены сами себе», — говорится в докладе Кузнецовой.
В пример уполномоченная по правам ребёнка привела проект из Ульяновской области «Лето во дворах». Реализуется он силами нескольких ведомств и включает в себя досуговую работу с детьми в три смены: с 1 июня по 29 июня, с 1 июля по 29 июля, с 1 августа по 29 августа. В эти периоды каждый день во дворах города с понедельника по пятницу с 11:00 до 12:00 проходят образовательные мероприятия, с 16:00 до 17:00 — культурные, а с 18:00 до 19:00 — спортивные. Таким образом дети в летний период оказываются под присмотром взрослых, пока родители работают.
Что-то подобное сделали и в Ставрополе. Как сообщает пресс-служба администрации города, мэрия вместе с Центром молодёжных инициатив «Трамплин» летом запустила работу 28 детских развлекательных площадок. Работают они в течение всего лета. Молодёжь и студенты пять дней в неделю по четыре часа занимаются со ставропольскими ребятами.
Ещё одним примером стал опыт Республики Тывы. Там при домах культуры, библиотеках, учреждениях дополнительного образования, спортивных школах и учреждениях среднего профессионального образования организовано 205 временных досуговых центров. Каждый из этих центров в среднем охватывает порядка тысячи детей. Встречи проходят не только в офлайн-формате, но и при необходимости дистанционно, по интернету. И такой формат помогает охватить даже большее количество детей.
Если смотреть на статистику от министерства образования региона, в крае в 2021 году было зарегистрировано 395 420 детей в возрасте от 6,6 до 17 лет включительно, из которых около 11 тысяч детей — выпускники. То есть можно говорить о том, что к началу лета 2022 года в крае было приблизительно 384 420 школьников 1–10 классов, которые могли рассчитывать на поездки в места отдыха для школьников, в санатории, на посещение загородных, пришкольных лагерей и площадок по месту жительства.
При этом формами отдыха и занятости в загородных и пришкольных лагерях, на площадках по месту жительства, временной трудовой занятостью, экскурсиями и походами за летний период, по данным того же минобра, с 1 июня по 31 августа 2022 года планировали охватить более 250 тысяч учеников — то есть примерно 35 процентов школьников в тот или иной период летних каникул этого года не были охвачены никакой формой занятости. С данными по работе 1-й и 2-й смены пришкольных и оздоровительных лагерей в Ставропольском крае можно ознакомиться в нашей инфографике.
С 1 августа в регионе начала работу третья смена пришкольных и оздоровительных лагерей.
С этого периода, по данным минобра Ставрополья, открыты и работают 49 организаций летнего отдыха, из которых 21 организация — это загородные лагеря, где отдыхают 2 376 детей и 28 пришкольных лагерей с охватом 1 801 человек. Резкое сокращение количества лагерей при образовательных учреждениях в третьем летнем месяце связано с тем, что школы начали подготовку к новому учебному году.
«Но есть ряд территорий, которые демонстрируют положительный опыт организации занятости детей. Так, в Грачёвском округе работают шесть школ, в которых отдыхают 393 ребёнка, в Курском — четыре школы с охватом 355 детей, а также в Андроповском и Новоалександровском. В Новоселицком и Железноводске открыты по три лагеря», — сообщили в министерстве образования Ставропольского края.
Ещё четыре палаточных лагеря организованы по линии министерства труда и социальной защиты региона, и в них отдыхают 55 подростков, а 12 детей с соматическими заболеваниями с 24 июля по 16 августа выехали на отдых во Всероссийский детский центр «Алые паруса» в Евпаторию.
Уровень третий: доступность летнего отдыха ребёнка в лагере
Следующим вопросом становится доступность летнего отдыха школьников для родителей. Почему этот вопрос необходимо разобрать в рамках данной статьи? Детский омбудсмен в Ставропольском крае Светлана Адаменко после произошедшего инцидента сообщила, что погибший ребёнок был из неблагополучной семьи, а мать мальчика несколько раз уже привлекалась к административной ответственности. Как показывает практика, в таких семьях не всегда есть финансовая возможность отправить ребёнка в лагерь, так как это стоит денег. Поэтому мы и рассмотрим, в какую сумму обходится детский отдых школьников в летний период.
Всего за три летних месяца 2022 года на эти цели будет потрачено около 490 миллионов рублей.
На инфографике видно, что из 490 миллионов рублей 42,3 миллиона рублей заплатят сами родители. Куда направляют эти деньги? Как пояснили в министерстве образования Ставропольского края, муниципалитет может установить для родителей детей, находящихся в пришкольных или оздоровительных лагерях, доплату. Деньги идут либо на закупку материально-технических средств, либо на оплату тура сотрудников лагеря, либо на закупку спортивного инвентаря. Где-то доплату решают направить на что-то одно, где-то распределяют на все три направления. Размер этой суммы муниципалитеты определяют, исходя из потребностей своих лагерей. Если разделить 42,3 миллиона рублей на 250 тысяч детей, то в среднем получится, что за одного ребёнка каждый родитель Ставропольского края заплатит 169 рублей за месяц.
Питание детей полностью оплачивается за счёт субвенций, которые выделяются муниципалитетам по отрасли образования. То есть родители за это не платят ничего. В пришкольных лагерях детей кормят два раза в день, а в загородных — пять раз в день. Стоимость одного дня пребывания в пришкольном лагере варьируется в регионе от 119 до 179 рублей, а каждая смена длится 21 день. То есть в среднем родители за пребывание в пришкольном лагере Ставрополья за одного ребёнка заплатят 2 499–3 579 рублей.
Если говорить о загородных лагерях, то тут система другая. Средняя стоимость путёвки на 21 день пребывания в загородном лагере, расположенном на территории Ставропольского края, составляет 25 923 рубля. Самая дешёвая стоит 18 440 рублей, а самая дорогая — 38 500 рублей.
Все родители при покупке путёвки получают от правительства компенсацию в размере 9 280 рублей. Для этого надо прийти в школу и заключить соглашение между школой, родителями и тем лагерем, куда поедет ребёнок.
Но, помимо этого, от министерства туризма действует программа «Детский кешбэк». Родители могут получить возврат 50 процентов от полной стоимости путёвки, но не более 20 тысяч рублей. И даже если будет подписано соглашение со школой на возврат 9 280 рублей, то это никак не повлияет на участие в программе кешбэка и на его размер. Чтобы получить этот «возврат», надо выбрать лагерь из реестра министерства туризма на сайте ведомства и оплатить покупку картой российской платёжной системы.
Что же касается детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей, имеющих медицинские показания и работающих родителей, то первая категория получила летом 2022 года 4 549 путёвок в загородные лагеря, а вторая — 1822 путёвки. Их выдавало министерство труда и социальной защиты Ставрополья.
Уровень четвертый: демонтаж качелей для детей с ОВЗ
Теперь стоит обратиться к самому факту нахождения качелей для детей с ОВЗ на детских площадках. После несчастного случая некоторые взрослые высказали мнение, что эти качели надо с площадок убрать. С просьбой помочь разобраться в ситуации корреспондент «Победы26» обратилась к уполномоченной по правам детей в Ставропольском крае Светлане Адаменко.
В самом начале разговора она уточнила, что в регионе сейчас установлено всего пять объектов для детей с ограниченными возможностями, на которых дети могли бы заниматься или кататься.
«Обсуждения о выносе качелей для детей-инвалидов с территории детской площадки не будет. Должны ли мы их убрать — вот, что сейчас интересует людей, будем ли мы их резать. Нет, не будем, потому что дети с ОВЗ имеют право на досуг, на развитие своей инфраструктуры. Будем ли мы ставить ограды? Нет. Мы и так этих детей почти не видим на площадках. Должны ли мы предупреждать, что то, что полезно и нужно для ребёнка-колясочника, может нанести вред обычному ребёнку? Конечно», — сказала Адаменко.
Уполномоченный по правам детей отметила, что такие качели действительно опаснее других видов конструкций, поэтому сейчас рассматривается сразу несколько вариантов того, как обезопасить детей, для которых эти качели не предназначены. В первую очередь планируется размещать таблички с предупреждением, что использование этих качелей с нарушением правил безопасности может навредить. Также рассматривается вопрос запирания этих качелей и установки ограничителей, как это делается в Москве. Ключи при этом могут находиться у старшей дома и у родителей детей-колясочников, чтобы они могли в любой момент, когда им удобно, выйти на улицу и покатать ребёнка.
«Нельзя изолировать этих детей. Мы за инклюзию. В этом дворе качели поставили как раз по просьбе мамы, у которой дочь колясочница. И жители не требуют сносить эти качели, им жалко ребёнка-инвалида, но они просят оградить других детей», — подчеркнула собеседница агентства.
Светлана Адаменко рассказала, что сейчас изучается возможность установки инклюзивного игрового оборудования и на других детских площадках края. И напомнила про акцию «Безопасность детства», которая уже несколько лет подряд проводится на территории края. Участие в ней принимают региональные МЧС и МВД, общественные организации, представители совета отцов и «Молодёжка ОНФ». Они проверяют стройки, подвальные и чердачные помещения, места для отдыха и купания, детские и спортивные площадки и другие объекты. В 2021 году в рамках акции на предмет безопасности летом и зимой осмотрели 18,1 тысячи объектов.
Уровень пятый: родительский контроль никто не отменял
В продолжение темы омбудсмен отметила, что и родители должны объяснить детям, как правильно себя вести на детских площадках. За комментарием по этому вопросу мы обратились к заместителю начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Ставропольскому краю, полковнику полиции Светлане Коноваловой.
Глава региональной комиссии ПДН дала советы и для детей младшей возрастной группы, и для подростков.
«Родитель ребёнка любой возрастной категории должен знать, куда ребёнок пойдёт, с кем и чем он будет заниматься. Если мы говорим о дворовой территории, то родитель должен знать, что это за территория и какие там дворовые снаряды. Конечно же, надо объяснить, как себя вести на тех или иных снарядах, что стоит делать, а чего не стоит», — сказала Коновалова.
Она отметила, что младшеклассники должны гулять под присмотром взрослых. А вот до какого именно возраста гулять с ребёнком, должен решать сам родитель, ведь есть дети, которые даже в подростковом возрасте не очень самостоятельные.
Что касается того, как лучше объяснить ребёнку правила поведения, тут тоже всё индивидуально. Главное — не настроить против, не вызвать желание делать наоборот и не привить чувство страха. Собеседница агентства дала несколько общих рекомендаций.
Лучше всего избрать игровую форму общения. Например, задать ребёнку вопрос: «Вот представь ситуацию: ты пошёл на улицу без взрослых. Что с тобой может произойти?» Тут главное — чтобы ребёнок сам назвал все риски, которые его могут сопровождать. После этого надо предложить ему также самому ответить на вопрос: «А как ты считаешь: чтобы этого не случилось, что надо сделать?»
«Смысл в том, что мы, взрослые, всегда считаем, что мы умнее детей и что наши разговоры и наставления дойдут до них. И мы зачастую не слышим ребёнка. Надо делать так, чтобы он сам рассказывал и отвечал на вопросы. И уже на основании его рассказа делать выводы, понимает ребёнок ситуацию или не понимает, оценивает риски, которые могут быть, или не оценивает. И наталкивать, подсказывать. Но не в категоричной форме, а в форме рассуждения. Тогда он больше задумается, как правильно себя вести», — отметила представитель ПДН.
С подростками всё немного сложнее из-за переходного возраста и бушующих гормонов. Но и тут родителям обязательно надо найти правильный подход и наладить контакт со своим ребёнком, знать, с кем он общается. Подростки часто делают опасные или противоправные действия не потому, что они плохие, а чтобы не потерять авторитет, когда их подначивают друзья. Поэтому и надо знать, с какой компанией общается подросток и на что они могут его подтолкнуть. Если родители видят негативное влияние или изменение в поведении — например, ребёнок стал обманывать, надо просто сесть и поговорить, узнать, чем его привлекает эта компания или общение с тем человеком, который оказывает негативное влияние. И уже после этого решать, как себя вести в этой ситуации. С детьми, вне зависимости от их возраста, надо постоянно держать связь, например, созваниваться или списываться каждые два часа.
Коновалова отметила, что если незнакомый человек видит, что ребёнок делает что-то, что может его травмировать, то он может предупредить ребёнка об этом. Но главное — чтобы это было сделано в спокойной, вежливой форме, не переходило границы и не унижало достоинство маленького человека.