Неделю назад мы рассмотрели фильм "Ночь шпионов", который можно отнести к жанру "любовное чтиво". Положительного у этой ленты разве что продолжительность (небольшая). Какой фильм можно было бы поставить про встречу двух людей в годы войны! Но "не склалось". Кстати, через пять лет Рене Клеман такой фильм снял. Может, это не лучшая его лента, но она очень жизненная.
Совершенно случайно богатая дамочка Тереза Дютей оказывается втянута в операцию Сопротивления по спасению американских летчиков, чей самолет был сбит. Поначалу ей весь этот героизм и патриотизм до лампочки. Ей хочется одного: жить так, как будто войны нет. Ей плевать и на де Голля, и на Гитлера. Муж ее в плену, но есть роскошная квартира, полная картин и антиквариата, есть норковая шуба, есть возможность добывать продукты у фермеров. Но капитан Алан Морли пропадет без нее. Пусть он знает французский, но сколько на улицах Парижа проживет мужчина без документов и с американским акцентом? Постепенно между этими двумя случайными людьми рождается чувство симпатии, которое переходит в любовь.
Они не говорят о будущем, оно слишком туманно. Они не думают о совместной жизни, она, скорее всего, невозможна. Но есть здесь и сейчас: мальчишеская улыбка Алана, грустные глаза Терезы. Любовь во время войны - это сложно, но это все равно нужно, это помогает людям жить.
Хотя точных воспроизведений костюмов 1940-х тут нет, в целом герои носят вполне адекватную одежду, видно, выбрали какой-то нейтральный вариант повседневного платья. Никакие яркие приметы моды 1960-х в глаза не бросаются, пару раз в кадре промелькнули даже вполне правильные женские прически.
Что интересно, когда герои попали к партизанам, капитана Морли проверяют достаточно дотошно. Американский майор Гордон неплохо так погонял его по образным выражениям и песням, которые мог знать только его соотечественник. Да, это я опять ленту "Ночь шпионов" вспомнила. Вот это недоразумение, снятое Оссейном, - очень яркий пример "фильма курильщика".
Главные роли сыграли Симона Синьоре и Стюарт Уитман. Актриса уже не так ослепительно хороша, как в "Демонах рассвета", где ее красота разила наповал. Но любовь настигает и в 40 лет, Синьоре это очень хорошо показала. Как и то, что ее героиня расцветает в лучах этого чувства. Уитман на 7 лет младше партнерши. Как раз в 60-х его кино-карьера была на пике. Он отлично смотрелся в мундире (фильмов о войне тогда снимали существенно больше, чем сейчас), а его типично американская внешность сразу располагала зрителей.
Не то, чтобы "День и час" был лучшим фильмом о второй мировой войне. Я лично куда больше ценю "Поезд" Франкенхаймера или "Солдатских девок" Дзурлини. Но это очень достоверная картина. Вот прямо "как в жизни". Если сравнить "День и час" и "Ночь шпионов", то очень четко будет видно, чем реалистический фильм отличается от плохой версии любовного романа.
Картинки с сайта https://www.imdb.com/ плюс скриншоты.