Трагичность и драматизм картины «Отпуск в сентябре» позволили ей стать шедевром советского кино. Но какова же истинная проблема ее главного героя?
По сюжету, Виктору Зилову 27 лет. С одной стороны, ему можно позавидовать, ведь у него есть любящая жена, работа и новая квартира. А для Гали собственные квадратные метры виделись новым этапом в развитии семейной жизни, где случится прибавление. Ну разве не счастье?
Бессмысленность бытия
Источником всех бед становится экзистенциальный кризис главного героя. Это внутриличностный конфликт, характеризующийся потерей смысла в жизни.
Рано или поздно каждый человек сталкивается с новой реальностью. В ситуациях нормы – это подталкивает на поиски точек опоры и способов адаптации к изменившимся условиям.
По мнению известного американского психотерапевта Ирвина Ялома, главной проблемой человеческого бытия становятся вопросы о смерти, изоляции, бессмысленности и свободы. Зилов находится в экзистенциальном конфликте бессмысленности бытия. Вдобавок ко всему, его поведение сигнализирует о наличии депрессии. Он не осознает своего состояния и приглушает боль алкоголем.
Истоки проблем
27 лет – возраст, когда мужчина успевает занять хорошую должность на работе, женится, имеет или хочет иметь детей. Иногда это получается спонтанно, а иногда как выраженная самоцель. У главного героя самоцели отсутствуют. Именно поэтому жизнь приобретает вялотекущий характер, просыпается скука и четкое желание бесцельно разнообразить будни в виде шумных гулянок и измен.
Выход из кризиса бессмысленности происходит поэтапно. Сначала необходимо выйти из депрессивного состояния, затем найти значимую адекватную цель и напоследок стать максимально ответственным за ее достижение.
Ответственность, какой бы тяжелой она не была, является важным критерием счастливой жизни. Зилов не может похвастаться данной чертой. Его поступки наполнены нигилизмом, эгоизмом и вызовом обществу.
Повторяющаяся в истории ситуация
Опытный Кушак говорит ключевую фразу: «Почему, почему и на каком основании вы, молодые люди, считаете всех глупее себя?». Удивительно, но именно безответственные и бесцельные люди чаще всего выставляют других дураками и позволяют себе смеяться над старшим поколением.
Здесь стоит отметить некое сходство Зилова с Печориным, Онегиным и Ставрогиным. Все они бесцельно проживали собственную жизнь и часто думали о самоубийстве.
Шутка друзей в виде похоронного венка – символизм, попавший в цель. Безвольность и слабость характера заставили Зилова зарядить ружье. Все обошлось. Да, семья разрушена и ребенок не родится. Но хочется верить, что «утиная охота» воплотится в глубокую перезагрузку. Ведь шанс на исцеление есть у каждого.
В конце будет уместно процитировать Л.Н. Толстого: «Потеря смысла жизни – смерти равна».
Сталкивались ли вы с потерей смысла жизни?