Искусство зрелой любви по Э. Фромму.
Любовь не отменяет нашу отъединенность – это данность существования, которую можно принимать без страха, но невозможно устранить.
Любовь – это лучший способ справляться с болью отъединенности.
Что же такое «зрелая», ненуждающаяся любовь?
Фромм отличал «симбиотическое слияние», сниженную форму любви, от «зрелой» любви.
Симбиотическая любовь, включающая в себя активную (садизм) и пассивную (мазохизм) формы, это состояние слияния, в котором ни одна сторона не является целостной и свободной.
Зрелая любовь – это «союз при условии сохранения целостности, индивидуальности человека… В любви осуществляется парадокс, когда двое становятся одним и все же остаются двумя».
Фромм прослеживает индивидуальное развитие любви с раннего детства, когда человек ощущает, что его любят за то, что он есть, или, может быть, точнее, потому что он есть. Позже, между восемью и десятью годами, в жизнь ребенка входит новый фактор: осознание того, что человек создает любовь своим собственным действием.
Когда индивид преодолевает эгоцентризм, потребности другого становятся такими же значимыми, как собственные, и постепенно концепция любви трансформируется из «быть любимым» в «любить».
Фромм приравнивает «быть любимым» к состоянию зависимости, когда, оставаясь маленьким, беспомощным, или «хорошим», человек вознаграждается тем, что его любят, в то время как «любить» – это аффективное, сильное состояние.
Инфантильная любовь следует принципу: я люблю, потому что любим.
Зрелая любовь придерживается принципа: я любим, потому что люблю.
Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что нуждаюсь в тебе».
Зрелая любовь уверяет: «Я нуждаюсь в тебе, потому что люблю тебя».
Люди жалуются на одиночество, на то, что их не любят и они непривлекательны. Однако любовь – положительное действие, а не пассивный аффект, это отдача, а не получение, «участие», а не «увлечение».
Необходимо провести различие между «отдачей» и «опустошением».
Индивид с ориентацией на накопление, получение или эксплуатацию, отдавая, будет чувствовать себя в результате опустошенным, обнищавшим, человек торгующего типа ощутит себя обманутым. Но для зрелой «продуктивной» личности отдача – это выражение силы и изобилия. В акте отдачи человек выражает и усиливает себя как живое существо. «Когда человек отдает, он привносит нечто в жизнь другого человека, и то, что привнесено, возвращается к нему; при истинной отдаче он не может не получить того, что отдается ему. Отдача делает другого человека также дающим, и они оба разделяют радость того, что привнесено ими в жизнь».