Мишель Фуко создал первую во Франции кафедру психоанализа, был преподавателем психологии в Высшей нормальной школе и в университете города Лилль. Надо сказать, что интерес к психологии и психиатрии он проявлял ещё в период студенчества, ходил на клинические исследования в психиатрической больнице св.Анны, увлекался проективными методиками, например, анализом чернильных пятен Роршаха. То есть , его интерес к человеку в пограничной ситуации, в патологических состояниях, безусловно, сыграла серьёзную роль в дальнейшем развитии антропологического проекта, который часто называют «смерть человека». Здесь имеется в виду, конечно, внутреннее умирание человека как субъекта в глубинах своей психики. Человек перестает быть цельным феноменом, он определяется скорее как марионетка власти, следы угнетения в нём древнее, чем он сам. Получается, что власть формирует человека и делает его лишь мелкой деталью составной государственной машины. Это ставит рассмотрение антропологических вопросов совершенно в другую плоскость.
В 1960х годах во Франции происходили сильные студенческие волнения, вошедшие в историю под названием «Майский кризис». Как ни странно, уровень жизни в стране в это время был один из самых высоких. Показатели несколько ухудшились к маю 1968-го, когда вырос уровень безработицы и под ударом оказались, в том числе, молодые специалисты. Личность 78-летнего Шарля де Голля не вызывала больше доверия. Возникло множество «левых» настроений среди студентов, которые вылились в забастовки и митинги. Целью ставилась социальная и культурная революция, лозунги были составлены, я бы сказала, в театральном духе –
«Будьте реалистами, требуйте невозможного!»,» Мы не хотим жить в мире, где за уверенность в том, что не помрёшь с голоду, платят риском помереть со скуки» «Я тебя люблю! О, скажи мне это с булыжником в руке!».
Среди сочувствующих были и преподаватели- М.Фуко, Ж.П.Сартр.
Как я уже и упоминала, прежде всего-меняется положение человека. Он не столько субъект, сколько «поле игры» сил власти, которая стремится встроить человека в систему. В работе «Слова и вещи» Фуко анализирует исторические периоды развития и задается вопросом-является ли мир нашим восприятием или мир есть сущность вещей как они есть? Он говорит о мире как о «пригнанности» вещей-
«Во всеохватывающем синтаксисе мира различные существа взаимодействуют друг с другом: растение общается с животным, земля – с морем, человек – со всем, что его окружает. Сходство приводит к соседствам, которые в свою очередь обеспечивают сходства. Место и подобие переплетаются».
Есть также система подобий по соперничеству-
«Издавна человеческое лицо соперничает с небом, и как ум человеческий несовершенным образом отражает божественную мудрость, так как глаза с их ограниченным сиянием отражают великий свет, распространяемый в небе солнцем и луной. Благодаря этому отношению соперничества вещи, находящиеся в разных концах Вселенной, могут уподобляться друг другу без их сцепления и сближения».
По аналогии-
«Подобно соперничеству, аналогия обеспечивает удивительное столкновение сходств в пространстве; однако она говорит, подобно пригнанности, о взаимной пригонке вещей, их связях и соединениях».
И по симпатии-то есть взаимному влечению вещей в мире. Современное общество как общество постмодерна-меняет сознание человека. Все вещи становятся опосредованы через язык, язык как бы становится отдельным, Самостоятельным бытием.
« Человек есть такой способ бытия, в котором находит свое обоснование постоянно открытое, заведомо не ограниченное, но, напротив, вновь и вновь преодолеваемое пространство между всем тем, что человек пока еще не осмысливает в свете cogito»-«Слова и вещи».
При этом человек рассматривается Фуко все же в контексте возможности Другого бытия- Я-это Другой. Кроме того, важная роль здесь отведена практике «великого заточения» и становлению медицины душевных болезней. Практика заточения и почти изгнания также проявляет себя в контексте властных структур, о которых Фуко так много рассуждает.
На мой взгляд, антигуманизм Фуко предполагает отказ от рассмотрения человека вне контекста природы. Он задавался вопросом-что есть гуманизм после смерти Человека? Человек как изобретение западной культуры себя исчерпывает, после смерти Человека останется «мир,его порядок, человеческие существа, но не человек». При этом античная этика постулируется как естественная, тк. Влечение к наслаждению было абсолютно оправданным в глазах грека.
Господа и дамы - как всегда предупреждаю, что мои статьи здесь - не научны, а скорее носят ознакомительный характер . Так что всё это -лишь общий абрис.
Спасибо за лайк, внимание и подписку).
#философия,антропология,Фуко о человеке