Найти тему
Древний Кавказ

5 основных положений по сращиванию производства и профобучения от ВЛКСМ в 1984 году

Поиск и подготовка специалистов для пополнения производственной индустрии занимал политиков во все времена и СССР не был исключением. Обучение на практике предлагалось начинать как можно раньше и непосредственно на объектах производства. Стало понятно, что концепция профобучения на заводах подготавливает профессионалов намного более качественнее и решено было провести проверочный эксперимент, но о нём чуть позже.

Центральный комитет ВЛКСМ одобрил концепцию ключевых положений, которые начали использоваться в пилотных учебных заведениях и результаты не заставили себя долго ждать. Помимо теоретической части в процессе обучения предлагалось закреплять практическую часть на профильных предприятиях и эта методика включала в себя пять основных положений:

Положение № 1

Выработка самостоятельного мышления, подготовка думающих специалистов подразумевала дальнейшее развитие отраслей, а не простое выполнение работы.

Положение № 2

Сотрудники должны развивать отрасль, понимать что должны внести свой вклад в развитие, улучшить и укрепить производство даже в самой малости.

Положение № 3

Специалист должен на практике сразу понять основные истины в своей отрасли, такие как экономия рабочего времени, топлива и электроэнергии, материалов, уметь правильно распоряжаться своим временем.

Положение № 4

Пожалуй самое главное важное положение: будущий профессионал обязан критически анализировать применяющиеся технологии и инструменты на производстве и развивать в себе как-бы поиск возможностей улучшения буквально всего вокруг. Необходимо научить будущих специалистов творческому поиску и привить любовь к бережному улучшению и модернизации.

Положение № 5

Конечный этап подразумевает работу со всеми видами механизмов и инструментов на предприятии и обязательное их улучшение, полученные рационализаторские предложения рассматриваются на специальных совещаниях с представителями предприятий. Будущие специалисты обязаны сформулировать свои предложения на совещаниях, где должны научиться отстаивать свою точку зрения, уметь доказывать важность вносимого изменения.

Советские айтишники: начало
Советские айтишники: начало

Триумф новой концепции после эксперимента

Когда в 1984 году Центральный комитет ВЛКСМ решил проверить новую концепцию из пяти ключевых положений в деле, восторгу не было предела и вот почему.

Специальная комиссия выбрала учеников 3-го курса по специальности "Электромашиностроение": тех кто обучался по старому методу и тех, кто обучался уже по новой программе, спор был достаточно серьёзный.

Две параллельные группы в рамках практики привезли на предприятие и как-бы невзначай была поставлена задача, что если чего нового придумают как улучшить что угодно на производстве - то нужно записать в специальную графу в отчете, которую заботливо добавили заранее руководители эксперимента.

Первая группа пятёрочников и хорошистов долгое время осваивалась на заводе, обучались работать с инструментом, средствами защиты и т.д., а вторая группа не сказать-бы чтобы училась хорошо, отличников среди них не было, но они сразу разбежались по разным рабочим местам и приступили к выполнению обязанностей, начали помогать слесарям и электрикам, некоторые взялись за мётлы и стали подметать в цехах, вызывая одобрение у сотрудников предприятия.

По окончанию практики были собраны отчёты и результаты оказались следующими: группа с хорошей успеваемостью не предоставила ни одного рационализаторского предложения, зато те, у кого с успеваемостью было похуже - предоставили 17 рационализаторских предложений, касающихся работы предприятия, технологического процесса и приборов машиностроения.

  • Лиманцев А. обнаружил, что тепловая изоляция крыши в главных цехах слабая и конструктивные особенности позволяют её улучшить, предоставлена схема. Комиссия подсчитала - в этом оказался огромный смысл, экономия 2-х киловатт-часов на каждой стойке в общей сложности позволит сэкономить 3 тыс. рублей за год.
  • Казим А. в электроцехе подсказал как модернизировать протяжку пазов на якорях электродвигателей и вместо одной протяжки предложил делать две. Рабочие попробовали предложение третьекурсника на практике и удивились - так действительно выходило лучше.
-2

Новую методику продвигали преподаватели Новочеркасского электромеханического техникума, где с 1968 года действует экспериментально-конструкторское бюро.

Вывод

Использование конструкторской площадки и практика непосредственно с материалами и устройствами делает специалистов намного более думающими, они приобретают ценные навыки и вывод их на производство по специальной обучающей схеме, которую надо индивидуально продумывать - сделает процесс обучения более качественным.

В ВЛКСМ СССР особо подчёркивали, что на предприятиях им нужны не банальные исполнители функций, а творческие люди, которые именно будут развивать отрасли, на которых ляжет обязанность улучшения и модернизации.

А помните свой Учебно-производственный комбинат? Эх...

Ставьте лайк, если тоже считаете практическую методику более действенной, чем просто теория.