Формула, по которой определялось отношение Америки к СССР во время войны
Администрация Рузвельта выразила формулу в заявлении Государственного департамента США от 22 июня 1941 года, то есть в день нападения гитлеровской Германии на СССР:
«Мы должны последовательно придерживаться линии, согласно которой тот факт, что Советский Союз воюет против Германии, вовсе не означает, что он защищает, борется или придерживается принципов в международных отношениях, которых придерживаемся мы».
Алгоритм действий союзников в случае успехов Гитлера и в случае успехов СССР
Наши западные союзники не откликались на многократные призывы Москвы осуществить высадку во Франции, но тем не менее, изучение в Вашингтоне возможности такой операции началось уже с осени 1941 года. К весне следующего года вариант американского плана вторжения в Северную Францию был подготовлен. Докладывая его президенту Рузвельту, генерал Маршалл указывал, что высадка в этом районе явится максимальной поддержкой русского фронта.
Однако осуществление операции ставилось в зависимость от двух условий:
1. Если положение на русском фронте станет отчаянным, то есть успех германского оружия будет настолько полным, что создастся угроза неминуемого краха русского сопротивления. В этом случае атаку на Западе следует рассматривать как жертву во имя общего дела.
2. Если положение немцев станет критическим.
Этот документ проливает свет на американскую концепцию второго фронта: пока Россия и Германия сохраняли способность продолжать борьбу, в Вашингтоне предпочитали оставаться в стороне, не неся больших человеческих жертв. Главное, чтобы к концу войны СССР и Германия оказались ослабленными.
Секретная поездка Молотова в Вашингтон
К началу 1942 года гитлеровцы мобилизовали огромные силы для нового мощного наступления в глубь Советского Союза. А наши западные союзники по-прежнему ничего не предпринимали, чтобы облегчить положение на советско-германском фронте.
12 апреля 1942 года президент Рузвельт сообщил главе Советского правительства, что считает целесообразным обменяться мнениями с авторитетным представителем СССР по ряду важных вопросов ведения войны против общего врага. Он спрашивал, готово ли Советское правительство направить в Вашингтон Молотова для таких переговоров. Советская сторона сразу же согласилась. С целью соблюдения секретности этот визит прошел под кодовым названием «миссия мистера Брауна».
Побывав в Лондоне, где был подписан англо-советский договор о союзе в войне против гитлеровской Германии и ее союзников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны, Молотов отправился в Вашингтон. Здесь в беседе с президентом Рузвельтом речь шла главным образом о планах высадки западных союзников во Франции и о положении на советско-германском фронте.
— Если бы, — сказал Молотов, — союзники оттянули в 1942 году с нашего фронта хотя бы 40 вражеских дивизий, соотношение сил резко изменилось бы в нашу сторону, и судьба Гитлера была бы предрешена...
Выслушав это заявление, сделанное Молотовым с несвойственной ему эмоциональностью, Рузвельт обратился к генералу Маршаллу с вопросом:
— Достаточно ли уже продвинулись приготовления, чтобы можно было сообщить маршалу Сталину о нашей готовности открыть второй фронт?
Генерал ответил утвердительно. И тогда президент торжественно произнес:
— Доложите своему правительству, что оно может ожидать открытия второго фронта в нынешнем году.
Итак, президент, к которому присоединился также Черчилль, официально обязался осуществить высадку. Более того, был определен и конкретный срок. Совместное коммюнике гласило: «Достигнута полная договоренность в отношении неотложных задач создания второго фронта в Европе в 1942 году».
Спустя некоторое время Рузвельт и Черчилль отказались от данного Сталину обещания.
Весьма любопытно, как писал об этом в книге сын Рузвельта — Эллиот — «Его глазами».
«Ты представь себе, — пояснял отец сыну, — что это футбольный матч. А мы, скажем, резервные игроки, сидящие на скамье. В данный момент основные игроки — это русские, китайцы и в меньшей степени англичане. Нам предназначена роль игроков, которые вступят в игру в решающий момент... Я думаю, что момент будет выбран правильно».
Второй фронт в итоге все же открыли, много позже, когда и Черчилль, и Рузвельт поняли, что более откладывать это событие нельзя: тогда они совсем ничего не смогут урвать в Европе.
И вновь предательство за спиной советского командования
Когда 13 мая 1944 года по инициативе Советского Союза было опубликовано обращение от имени всех союзников – странам участницам гитлеровского блока: Венгрии, Румынии, Болгарии и Финляндии – с призывом перейти на их сторону, чтобы сократить срок войны, которая ими будет все равно проиграна, что сделали одновременно союзники? Вновь двойная игра! Англия и США вели переговоры с правительствами Румынии, Венгрии, Болгарии и Финляндии с расчетом на сохранение в них реакционных режимов. Черчилль надеялся, что союзники займут Балканские страны сами, но Советский Союз своим молниеносным продвижением на Запад разбил их надежды.
Сепаратный мир и опять попытка предать своего союзника - Советский Союз
В 1944 году группа немецких офицеров и генералов вместе с представителями германских монополий устроила покушение на Гитлера. Организаторы заговора установили связь с представителем американской разведки Алленом Даллесом. Генералы фашистской армии и немецкие монополисты пытались предотвратить крах германского империализма, договориться с США и Англией о заключении сепаратного мира. Заговорщиков постигла неудача.
А что же войска союзников и их мифические успехи?
В декабре 1944 г. гитлеровские войска прорвали западный фронт и поставили англо-американские армии в тяжелое положение, перед которыми встала угроза второго Дюнкерка. В связи с этим 6 января Черчилль обратился к Сталину с просьбой о помощи союзным войскам. Сталин ответил незамедлительно, что советские войска начнут наступление раньше, чтобы оттянуть на себя немецкие силы. Обещание свое Сталин выполнил, западный фронт был спасен.
Отчаянные попытки взять Берлин первыми
В 1945 году англо-американское командование в нарушение соглашений прилагало все силы к тому, чтобы быстрее достичь Эльбы и опередить Советскую Армию в захвате Берлина. Впоследствии Черчилль признал, что на последнем этапе борьбы против фашистской Германии он хотел нарушить соглашения с советским командованием. Выступая в ноябре 1954 г. перед своими избирателями в Вудфорде, Черчилль открыто заявил, что
«в то время, когда немцы сдавались сотнями тысяч, он направил фельдмаршалу Монтгомери приказ, предписывая ему тщательно собирать германское оружие и складывать его, чтобы его легко можно было бы снова раздать германским солдатам, с которыми нам пришлось бы сотрудничать, если бы советское наступление продолжалось».
Немецкое командование (армия генерала Венка) даже сделало попытку деблокировать кольцо советской армии вокруг Берлина, чтобы открыть путь американским армиям в свою столицу. Но эта атака была отбита.
Попытки помешать Советской Армии вступить в Прагу
После освобождения Берлина перед Красной Армией встала задача разбить фашистскую армию в Чехословакии. Но англо-американские войска сделали все, чтобы помешать ей: английские самолеты на подступах к портам Гданьск, Балтийск, Свинемюнде сбросили 700 мин, по Дунаю – 2500 мин. В Чехословакии фашистские лидеры К.Г.Франк в последние дня рьяно расправлялся с коммунистами внутри страны.
В конце войны Англи и США тайно заключили с гитлеровцами соглашение о спасении от окончательного разгрома Советской Армией остатков немецко-фашистских войск. Обе стороны тщательно избегали столкновений. Поэтому с апреля 1945 года американское командование прекратило продвижение к чехословацким границам. 17 апреля этот указ был отменен в связи со стремительным продвижением советских войск к границам Чехословакии. В городе Пльзень повстанцы подняли восстание и захватили власть, но следом в город вошли американцы, разогнавшие народный комитет и учредившие старую реакционную власть. 4 мая в Праге вспыхнуло восстание коммунистов. Шернер, командовавший немецкими войсками, старался удержать власть до прихода американцев, чтобы вывести войска и избежать капитуляции перед Советской Армией.
Американское командование сообщило, что нарушит договоренности и войдет в Прагу, но советское командование ответило, что это недопустимо, и что операция по освобождению Чехословакии уже подготовлена. Вскоре Прага была освобождена Красной Армией.
Так закончилось сложнейшее военное и дипломатическое противостояние - Сталин показал, что никакие попытки воткнуть нож в спину советскому командованию не способны остановить Красную Армию. Согласитесь, сам ход войны доказывал, что никогда Англия и США не будут нашей стране истинными союзниками.