Найти тему

Как перестать считать на пальцах?

Часто ли вам приходится прокладывать маршрут, не пользуясь навигатором? А путешествовать без гаджетов? А ведь как усиленно нужно трудиться нашему мозгу, чтобы справляться с такими задачами.

Раньше мы помнили номера телефонов, адреса и даты рождения достаточного большого количества человек, а сейчас, когда современные технологии это делают за нас, надобность и отпадает.

Можно и дальше приводить примеры, но и без них ясно, что чем больше развиваются современные технологии, тем меньше нашему мозгу приходится трудиться в бытовых ситуациях. И тем актуальнее становится “гимнастика для ума”, к которой бесспорно относится устный счет.

Как, если не “на пальцах”?

Существует три технологии устного счета, и счет “на пальцах” относится к первой, так скажем самой простой и базовой технологии.

Следующая, более сложная технология счета – аудиомоторная, традиционная в обучении. Из названия понятно, что, применяя такую технологию, человек озвучивает каждое математическое действие и число вслух. Но эта технология имеет большое количество недостатков, как минимум отсутствие взаимосвязей между озвученными действиями и скорость.

И, наконец, третья, самая продуктивная и быстрая технология счета – визуальная. Человек, применяя ее, будто представляет все действия перед глазами.
Именно эту технологию мы и рекомендуем применять детям и взрослым, осваивая те или иные алгоритмы и приемы устного счета.

Прежде чем начать

Нужно понимать, что приемов устного счета очень много. Вы можете подобрать базовые для себя или вашего ребенка, а затем постепенно вводить и более сложные. Запоминать и практиковать такие приемы нужно регулярно и лучше постепенно. Действительно “работать” они будут тогда, когда будут доведены до автоматизма.

Ни взрослому, ни ребенку, не захочется делать что-то, кажущееся бессмысленным, ненужным и сложным, но полезным. Дело пойдет, только тогда, когда человек, изучающий приемы устного счета, на практике поймет, что так считать намного быстрее и проще, а зачастую и веселее.

Семейная мотивация

Как же убедить или убедиться, что быстрый счет полезен и интересен?
Именно мотивации, нежели количеству приемов устного счета, мы рекомендуем уделять большее внимание.

Ведь если ребенок или взрослый поймет, как это здорово, тогда ему самому не захочется останавливаться на освоенных приемах быстрого счета.

Если быстрый счет изучает взрослый человек, то лучше подключить к этому делу своих близких, особенно детей. А если ребенок, подключиться родителям. Если ребенок не хочет есть овощи, глупо и непродуктивно требовать это от него, если родители сами не едят при нем овощи и не демонстрируют удовольствие. Так и тут.

И как же все это осуществить? Что делать, чтобы продемонстрировать пользу быстрого счета? Как погрузить в ситуацию успеха, да так, чтобы это было еще и весело? Ответ прост, играми.

Игры в помощь

  • Организовывайте разные семейные соревнования и игры по устному счету. Когда отправляетесь за покупками, едете в транспорте, готовите что-то вместе, в любой ситуации, когда нужно что-то считать, устраивайте игры. Или придумывайте полноценные семейные соревнования дома или на природе, спокойные или активные. Это ли не дополнительный повод заняться чем-то вместе? Смейтесь, улыбайтесь и хвалите за успехи, если ребенок справился быстрее, чем вы. Но, возможно, придется и потрудиться, ведь дети усваивают новую информацию быстрее, чем взрослые.
  • Узнайте, что уже любит ребенок и включите туда устный счет. Будь то книги, видео от блогеров, игры на компьютере и телефоне. Если в какой-то игре ему нужно что-то считать (например, силу, с которой башня ударит по врагам), продемонстрируйте ему насколько быстрее и выгоднее было бы воспользоваться приемами устного счета.
  • Установите на телефон ребенку, а лучше и себе, игры-приложения про устный счет. Таких на данный момент существует уже большое количество (ищите по словам “устный счет”, “математика в уме”, “счет в уме”). Особенно понравятся они ребенку, если вы ограничиваете его в играх на телефоне.
  • Используйте раскраски по номерам, игры в продавца и покупателя и подобные, если ребенок еще достаточно мал.

Помимо игр

Что еще может замотивировать ребенка, изучающего быстрый счет?

  • Просите его о помощи, когда нужно рассчитать бюджет на покупки и отдых.
  • Рассказывайте о людях чудо-вычислителях, которые могли и могут производить сложнейшие вычисления. Их истории удивительны.
  • Объясняйте важность развития мышления, концентрации внимания, умения хранить в краткосрочной памяти какой-то информации.
Продемонстрируйте картину “Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского” русского художника Н. П. Богданова-Бельского. На картине изображены ученики деревенской школы конца 19 века, которые устно решают пример:
Продемонстрируйте картину “Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского” русского художника Н. П. Богданова-Бельского. На картине изображены ученики деревенской школы конца 19 века, которые устно решают пример:

И это не шутка и не преувеличение. Дети, изображенные на картине не вундеркинды, а обычные ученики народной школы, открытой на свои средства профессором математики, просветителем и педагогом-энтузиастом С. А. Рачинским. Рекомендуем обратить внимание ребенка не только на сам пример, но и на выражения лиц и эмоции изображенных детей. Выяснить эмоции самого ребенка, увидевшего эту картину.

Если же у вас есть другие идеи о том, как мотивировать ребенка на изучение устного счета, если вы готовы описать игры на устный счет или поделиться опытом, оставляйте комментарии к статье. Соберем все идеи в одну копилку ⬇️