Со скрипом натягивая Евросоюз на глобус, западные СМИ транслируют картинку небывалого душевного единства Европы перед лицом «российской агрессии». Да: Евросоюз принял беженцев из Украины, обвесился жевто-блакытными флагами, обложил Россию санкциями и даже подкидывает ВСУ оружие.
Да: Германия — сердце Евросоюза — отказалась от политики пацифизма, а канцлер Олаф, выступая с трибун, визуально все больше напоминает рейхсканцлера Адольфа. Однако, те же немцы вынуждены признать, что в германоговорящих странах — Австрии и Германии, удивительным образом растет поддержка Москвы и неприязнь к Киеву.
Россия и после 24 февраля не растеряла своих сторонников в Вене и Берлине — их ряды даже пополнились, пишет австрийское издание «Wiener Zeitung». Многие коренные немцы и австрийцы считают не Владимира Путина, а Владимира Зеленского инициатором вооруженного конфликта. Некоторые идут дальше и не боятся называть вслух имена реальных бенефициаров кризиса — президента США Джо Байдена и его великовозрастного сынка-джуниора Хантера Байдена.
- Что интересно, в русскоговорящих немецких кругах гораздо меньше людей, склонных романтизировать нынешнюю Российскую Федерацию. Шок от внезапного обострения боевых действий травмировал эмигрантов сильнее, чем природных фольксдойче.
- Напротив, консервативно настроенные немцы и прежде видели в России заповедник строгих нравов — антипод сбрендившей декадентской Европе. Теперь вдруг выяснилось, что жители «заповедника» способны не только защищать свои границы, но и атаковать — этот факт импонирует добрым бюргерам.
Правым консервативным элементам в немецкой политике Владимир Путин нравится своей непримиримой позицией по отношению гендерным извращениям, столь модным на западе. Есть среди немцев убежденные борцы за мир, критики империализма и глобализма. Этих людей Россия привлекает как страна, не побоявшаяся бросить вызов НАТО. Однако корни лояльности немцев надо искать глубже, полагает «Wiener Zeitung», так как в Германии сентиментальная тяга к России присутствовала всегда.
И это очень странно. Ведь еще не зажили травмы Второй мировой войны, жива память об изгнании немцев из родных земель (в том числе, выселение из Республики немцев Поволжья). Кроме того, равнение на США, англоязычную поп-культуру, в последние десятилетия определило образ жизни целых поколений немцев в ФРГ. Тем не менее, очевидно, что духовные мосты между Россией и Германией и сегодня не разрушены, так как создавались на протяжении более двух сотен лет.
Германия начала тянуться к России в конце XVIII — начале XIX веков, в период интеллектуального романтизма. Немцы видели в восточной соседке бурлящую стихию, ломающую берега и границы. Тогда родилась идея, что мистическая «русская душа» сочетается с немецким национальным характером и появится новый этнос — равно противостоящий холодному, рациональному миру Запада и хаотичному Востоку. Хотя, надо отметить, в Германии отношение к русским всегда было несколько свысока — то есть, с оттенком «цивилизаторства».
В России Германия также была в центре симпатий, еще со времен реформ Петра I, так как считалась примером для подражания в быту и вообще — идеалом рационального государственного устройства. Впрочем, была и другая сторона медали: в русском «черноземном» народе все западное ощущалось как чуждое, навязанное, вызывало отторжение и неприязнь. И разумеется, насмешку, вроде немецкой «гороховой колбасы». В настоящее время победила вторая тенденция: Россия вернулась к духовному наследию Византии, объявив себя антиподом «либерально-бесовской» Европы. Но, как уже говорилось, и эта позиция нравится очень многим сторонникам России в ФРГ.
Любопытно, что ближайшая славянская соседка Германии — Польша, никогда не вызывала у немцев никаких сильных чувств, кроме отторжения, пишет «Wiener Zeitung». В Польше это прекрасно понимают, потому как огня боятся любых договоренностей между Германией и Россией. Поляки в любом совместном российско-германском документе о сотрудничестве видят «пакт Молотова-Риббентропа». С их точки зрения, Берлин всегда будет вероломным Берлином, а Россия — «империей зла». Поэтому, собственно, они и сделали из своей страны аванпост армии США между Германией и русским миром: чтобы не допустить возможного союза цивилизаций. Сложные исторические отношения между странами друзьями-соперниками, Россией и Германией прокомментировал историк Михаил Шалыганов.
— Германоязычная пресса отмечает рост симпатий к России в Германии и Австрии. Вновь зазвучали слова об обретении силы и независимости от США в рамках союзнических отношений по принципу «оси» Берлин — Москва. Возможно это на данном этапе глобального кризиса?
- — Сложно сказать про текущий этап мировых пертурбаций, но в будущем тесный союз между Германией и Россией обязательно будет заключен в какой-либо форме. Эта идея вынашивается столетия, и только козни, извиняюсь, «англичанки» не позволяли его заключить или разрушали на ранних стадиях реализации, как в случае с «пактом Молотова-Риббентропа».
- На самом деле были и более ранние договоры. Например — Рапалльский договор, заключенный между Веймарской республикой и СССР. Обе страны оказались проигравшими в Первой мировой войне, были задавлены санкциями и репарациями, но опираясь друг на друга уже строили планы возрождения. Кстати, договоренность о военном сотрудничестве между Веймарской Германией и СССР, действовала до осени 1933 года.
- Конкретно сейчас многих граждан Германии не устраивает подчеркнутая бездуховность и «техногенность» англо-американской цивилизации. Поэтому они смотрят на Россию, как на альтернативу Западу: поля, леса, реки, возможность патриархальной жизни, близкой к природе. Это романтическая иллюзия, в некоторой степени, но она привлекает немцев.