«Здоровый» идеализм – это когда человек хороший, но плохо знающий свою повреждённую природу, верит в то, что он в любой ситуации будет вести себя как благородный и бесстрашный рыцарь. Мужественный, нестяжательный и альтруистичный до предела, излучающий круглосуточно любовь даже тогда, когда мама просит не сидеть в телефоне или жена десятый раз напоминает гвоздь забить.
«Если бы я, а не наш дородный и запинающийся на проповеди батюшка был настоятелем прихода, то наш приход точно бы повторил историю возникновения Троице-Сергиевой Лавры. И на месте обветшавшего поселкового храма уже давно бы толпы народа со всей нашей необъятной Родины непрестанно прославляли Создателя…», – мечтает обычный идеалист…
«Нездоровый» же идеалист мечтает не сам стать преподобным Сергием Радонежским, а чтобы настоятелем прихода в его микрорайоне был святой… Он постоянно и осознанно ставит Богу условия для своего прихода в храм. Хотя как бы там ни сложились обстоятельства, в храм он никогда не пойдёт.
«Нездоровый» идеалист – это глупость, помноженная на бесконечную гордыню.
А примеры?
В тезисах нездорового идеализма начало и конец можно варьировать бесконечно. Например: «Я бы почаще ходил бы в эту их церковь и она бы сподобилась большего уважения от меня, если бы у них там:
– всё было бы бесплатно, быстро и максимально просто (хотя посетить храм, причаститься, исповедоваться и просто побеседовать со священником можно совершенно бесплатно – никто не будет принуждать купить свечку или опустить монетку в ящик для пожертвований);
– их Патриарх и попы ходили бы в рубище и сандалиях на босу ногу;
– передвигались бы по городу на разбитых «Жигулях» («Ваш Иисус ведь был нищим»);
– они улыбались бы мне голливудской улыбкой (недавно солидно одетый джентльмен всерьез сделал мне в храме замечание: «А почему вы мне не улыбаетесь?»);
– со мной бы подолгу беседовали, выслушивая жалобы на жизнь и окружающих (на днях некий комментатор так и заявил, что основная задача священника – быть бесплатным психологом, к которому можно прийти и выговориться);
– давали бы деньги на опохмел (это не шутка, однажды некая солидная дама пришла ко мне и долго выговаривала за то, что у нас охрана запрещает побираться пьяным людям)…»
И как же быть?
Список требований, «как у них там должно всё быть по-настоящему», можно продолжать бесконечно. А как оно, по-настоящему? По Библии? По Библии действительно не должно быть «прейскуранта». А должна быть заповеданная Богом «десятина».
Представляете? Десять процентов от всех доходов, урожая и прочего. В Новом Завете есть десятки цитат, согласно которым община верующих должна содержать клир, а «священник питается от алтаря» (1Кор 9:13)…
Но мы-то сейчас не требуем от членов общины десятину. Это было бы слишком разорительно и немилосердно по отношению к современным прихожанам, которые и так платят значительно бо́льшие налоги, чем в древности, когда не было социального государства.
Поэтому остался вот этот самый пресловутый «прейскурант». Которому, в случае нужды, можно и не следовать. Мы покрестим и отпоём бесплатно, если у вас нет средств. Только нужно попросить об этом, предварительно честно сравнив свое положение с положением служащего для вас священника – например, какого-нибудь сельского пастыря с девятью детьми и храмовыми долгами за газ.
Священник Димитрий ФЕТИСОВ
Публикация портала «Логосъ»
(Рязанская митрополия) https://prichod.ru/the-word-of-the-pastor/41843/