Найти тему

Как поставщикам правильно работать с маркетплейсами

Какое налогообложение выгоднее, какой договор о сотрудничестве заключить, кто выдает чеки и какие платить налоги - у работы с маркетплейсами свои нюансы. Если про них не знать, штрафов не избежать.

Статус и система налогообложения для работы с маркетплейсами

Чтобы заключить договор с маркетплейсом и запустить продажи, оформите самозанятость (налог на профессиональный доход), ИП или ООО на УСН или ОСНО.

Выбирайте организационно-правовую форму по своим возможностям. Например, у самозанятых минимум отчетности и налогов, а для организации, скорее всего, потребуется бухгалтер на аутсорсе. Если планируете продавать 100-200 единиц товаров в месяц, достаточно самозанятости или ИП.

Для продаж на Wildberries, Ozon или Lamoda нельзя оформить патент. Этот режим запрещен для интернет-торговли. На выбор остаются «Налог на профессиональный доход» (НПД), упрощенка и общая система налогообложения.

НПД подойдет только для продукции собственного производства. Перепродавать футболки из Китая с наценкой не получится. Но если сделать авторский кастом, то можно.

ОКВЭД для работы на маркетплейсах: 47.91 «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет».

По каким формам договоров работают маркетплейсы

Поставщики заключают с маркетплейсами агентские договора. Есть две стороны:

  • принципал – это вы, разрешаете площадке действовать в роли своего агента;
  • агент – маркетплейс, который предлагает своим пользователям ваши товары.

То есть вы передаете маркетплейсу свою продукцию, чтобы он ее продавал. Право собственности на товары остается у вас.

Вернемся к футболкам. Представим, что вы купили партию на 200 штук и отгрузили на склад Wildberries. Это еще не продажа, а передача на временное хранение.

Покупатели находят в каталоге ваши футболки и оформляют заказы, после чего маркетплейс отправляет их в пункт выдачи (ПВЗ). Клиент приходит в ПВЗ, примеряет футболку и оплачивает покупку – теперь состоялась продажа.

Раз в месяц или иной период маркетплейс присылает отчет о продажах, а затем перечисляет на ваш счет деньги за вычетом своей агентской комиссии.

Если покупатель вернет товар, маркетплейс укажет это в следующем отчете. Тогда из оплаты вычтут не только комиссию, но и сумму возвратов.

Кто выдает чеки

Порядок выдачи чеков зависит, от чьего имени действует площадка:

  • если от своего имени – чеки выдает маркетплейс, а вы экономите на онлайн-кассе;
  • если от вашего имени – чеки выдаете вы.

Бухучет по агентской схеме

Бухгалтерский учет при работе с Вайлдберриз и другими маркетплейсами отличается от прямых продаж, когда документы делают по каждой сделке.

Выделим три этапа:

  1. Оформление передачи товара на склад.
  2. Получение отчета о сделках и комиссии.
  3. Оформление продажи.

То есть документ о продажах делают на третьем этапе после получения отчета. Необязательно проводить каждую сделку, достаточно сделать единый УПД по всей сумме.

Налоги на ОСНО

На общем режиме Компании платят НДС и налог на прибыль.

НДС с продаж и комиссии начисляют после получения отчета от площадки, потому что в момент передачи товаров на склад право собственности остается за поставщиком. Делать документы по каждой продаже не нужно, достаточно одного по всей сумме.

А вот расходы и НДС с покупки продукции учитывают сразу. Даже если всю партию купят только через несколько кварталов.

С налогом на прибыль сложнее, потому что для расчета важен момент перехода права собственности – когда покупатель забирает товар из ПВЗ. Все записи маркетплейс предоставляет в итоговом отчете, им и руководствуются. Аналогично для НДФЛ, который предприниматели на ОСНО платят вместо налога на прибыль.

Налоги на УСН

На упрощенке пользуются кассовым методом – учитывают доходы и расходы в момент платежей и поступлений по расчетному счету.

Как и на ОСНО, можно учесть всю сумму разом после получения отчета. Но возникают сложности с датой признания доходов. Есть два варианта:

  • в день, когда маркетплейс получит деньги от покупателя;
  • в день, когда продавец получил деньги от маркетплейса.

Первый логичнее с точки зрения ФНС, но второй поддерживают Минфин и суды.

Расходы на агентскую комиссию учитывают при расчете налога к уплате – при работе на УСН «Доходы минус расходы». Оформлять документы сразу за вычетом комиссии нельзя.

Расходы учитывают также после получения отчета – сколько футболок продали, столько денег к затратам и относят.

Документооборот с маркетплейсами

После подписания договора и начала работы с маркетплейсами обмениваются:

  • транспортными накладными – составляет продавец, когда отправляет товары на склад;
  • актами приемки товаров – составляет маркетплейс, когда получает продукцию. Проверьте, чтобы в документе указали факт принятия на комиссию – это сохраняет за вами право собственности;
  • отчетами о продажах – составляет маркетплейс, чтобы сообщить о количестве проданных товаров, выручке поставщика и своей комиссии.

Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет и другие площадки предпочитают электронный документооборот (ЭДО). Они создают свои платформы или пользуются популярными решениями – «Контур.Диадок», «СФЕРА Курьер» или «СБИС». Уточните предпочитаемую площадку до начала работы, чтобы подготовиться к обмену документами. Для использования ЭДО нужна электронная подпись.

В работе с маркетплейсами немало нюансов, которые влияют на бухгалтерский и налоговый учет. Неопытные предприниматели часто ошибаются и попадают на штрафы от ФНС.

Доверьте учет специалистам Профдело, которые специализируются на маркетплейсах. Они помогут выбрать оптимальный режим налогообложения, наладить товарный учет и электронный документооборот.

-2

#профдело #ООО #индивидуальныйпредприниматель #бизнес #бухгалтерия #бухучет #маркетплейс #ozon #wildberries #поставщик