Какое налогообложение выгоднее, какой договор о сотрудничестве заключить, кто выдает чеки и какие платить налоги - у работы с маркетплейсами свои нюансы. Если про них не знать, штрафов не избежать.
Статус и система налогообложения для работы с маркетплейсами
Чтобы заключить договор с маркетплейсом и запустить продажи, оформите самозанятость (налог на профессиональный доход), ИП или ООО на УСН или ОСНО.
Выбирайте организационно-правовую форму по своим возможностям. Например, у самозанятых минимум отчетности и налогов, а для организации, скорее всего, потребуется бухгалтер на аутсорсе. Если планируете продавать 100-200 единиц товаров в месяц, достаточно самозанятости или ИП.
Для продаж на Wildberries, Ozon или Lamoda нельзя оформить патент. Этот режим запрещен для интернет-торговли. На выбор остаются «Налог на профессиональный доход» (НПД), упрощенка и общая система налогообложения.
НПД подойдет только для продукции собственного производства. Перепродавать футболки из Китая с наценкой не получится. Но если сделать авторский кастом, то можно.
ОКВЭД для работы на маркетплейсах: 47.91 «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет».
По каким формам договоров работают маркетплейсы
Поставщики заключают с маркетплейсами агентские договора. Есть две стороны:
- принципал – это вы, разрешаете площадке действовать в роли своего агента;
- агент – маркетплейс, который предлагает своим пользователям ваши товары.
То есть вы передаете маркетплейсу свою продукцию, чтобы он ее продавал. Право собственности на товары остается у вас.
Вернемся к футболкам. Представим, что вы купили партию на 200 штук и отгрузили на склад Wildberries. Это еще не продажа, а передача на временное хранение.
Покупатели находят в каталоге ваши футболки и оформляют заказы, после чего маркетплейс отправляет их в пункт выдачи (ПВЗ). Клиент приходит в ПВЗ, примеряет футболку и оплачивает покупку – теперь состоялась продажа.
Раз в месяц или иной период маркетплейс присылает отчет о продажах, а затем перечисляет на ваш счет деньги за вычетом своей агентской комиссии.
Если покупатель вернет товар, маркетплейс укажет это в следующем отчете. Тогда из оплаты вычтут не только комиссию, но и сумму возвратов.
Кто выдает чеки
Порядок выдачи чеков зависит, от чьего имени действует площадка:
- если от своего имени – чеки выдает маркетплейс, а вы экономите на онлайн-кассе;
- если от вашего имени – чеки выдаете вы.
Бухучет по агентской схеме
Бухгалтерский учет при работе с Вайлдберриз и другими маркетплейсами отличается от прямых продаж, когда документы делают по каждой сделке.
Выделим три этапа:
- Оформление передачи товара на склад.
- Получение отчета о сделках и комиссии.
- Оформление продажи.
То есть документ о продажах делают на третьем этапе после получения отчета. Необязательно проводить каждую сделку, достаточно сделать единый УПД по всей сумме.
Налоги на ОСНО
На общем режиме Компании платят НДС и налог на прибыль.
НДС с продаж и комиссии начисляют после получения отчета от площадки, потому что в момент передачи товаров на склад право собственности остается за поставщиком. Делать документы по каждой продаже не нужно, достаточно одного по всей сумме.
А вот расходы и НДС с покупки продукции учитывают сразу. Даже если всю партию купят только через несколько кварталов.
С налогом на прибыль сложнее, потому что для расчета важен момент перехода права собственности – когда покупатель забирает товар из ПВЗ. Все записи маркетплейс предоставляет в итоговом отчете, им и руководствуются. Аналогично для НДФЛ, который предприниматели на ОСНО платят вместо налога на прибыль.
Налоги на УСН
На упрощенке пользуются кассовым методом – учитывают доходы и расходы в момент платежей и поступлений по расчетному счету.
Как и на ОСНО, можно учесть всю сумму разом после получения отчета. Но возникают сложности с датой признания доходов. Есть два варианта:
- в день, когда маркетплейс получит деньги от покупателя;
- в день, когда продавец получил деньги от маркетплейса.
Первый логичнее с точки зрения ФНС, но второй поддерживают Минфин и суды.
Расходы на агентскую комиссию учитывают при расчете налога к уплате – при работе на УСН «Доходы минус расходы». Оформлять документы сразу за вычетом комиссии нельзя.
Расходы учитывают также после получения отчета – сколько футболок продали, столько денег к затратам и относят.
Документооборот с маркетплейсами
После подписания договора и начала работы с маркетплейсами обмениваются:
- транспортными накладными – составляет продавец, когда отправляет товары на склад;
- актами приемки товаров – составляет маркетплейс, когда получает продукцию. Проверьте, чтобы в документе указали факт принятия на комиссию – это сохраняет за вами право собственности;
- отчетами о продажах – составляет маркетплейс, чтобы сообщить о количестве проданных товаров, выручке поставщика и своей комиссии.
Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет и другие площадки предпочитают электронный документооборот (ЭДО). Они создают свои платформы или пользуются популярными решениями – «Контур.Диадок», «СФЕРА Курьер» или «СБИС». Уточните предпочитаемую площадку до начала работы, чтобы подготовиться к обмену документами. Для использования ЭДО нужна электронная подпись.
В работе с маркетплейсами немало нюансов, которые влияют на бухгалтерский и налоговый учет. Неопытные предприниматели часто ошибаются и попадают на штрафы от ФНС.
Доверьте учет специалистам Профдело, которые специализируются на маркетплейсах. Они помогут выбрать оптимальный режим налогообложения, наладить товарный учет и электронный документооборот.
#профдело #ООО #индивидуальныйпредприниматель #бизнес #бухгалтерия #бухучет #маркетплейс #ozon #wildberries #поставщик