Найти тему
МИР 24

«Традиционная культура – это не «клюква»: создатель гусельной мануфактуры – о рэпе под гусли и подарке Шнурову

Одним из красивейших по звучанию музыкальных инструментов Древней Руси были гусли, и именно гусли лучше всего олицетворяют русскую народную певческую культуру. Этот инструмент упоминается летописях и былинах, на гуслях играют Вещий Боян в «Слове о полку Игореве», Добрыня Никитич, Ставр Годинович, Соловей Будимирович и другие богатыри. Садко и вовсе был профессиональным гусляром.

«Ай пошел Садко да ко Ильмень ко озеру, /Ай садился он на синь горюч камень, /Ай как начал играть он во гусли во яворчаты, /А играл с утра как день теперь до вечера…» – в былине «Садко и Морской царь» искусство будущего богатыря так поразило Морского царя, что он решил оставить Садко на дне морском. Гусли в народных преданиях не просто аксессуар, они способны менять ход вещей. От пляски Морского царя поднимается буря и тонут корабли, гусли помогают невесте найти жениха, помогают герою попасть туда, куда обычный человек не вхож.

Если гармошка появилась в России в XIX веке, а балалайка предположительно в XVII, то первое упоминание гуслей на Руси относится к V веку. Однако со временем этот инструмент был незаслуженно отодвинут на задний план. К счастью, живая традиция не прервалась полностью – сегодня ее сохраняют энтузиасты, которые исследуют историю инструмента и реконструируют стили и техники, основываясь на результатах этнографических экспедиций.

Один из таких энтузиастов – основатель мануфактуры «Мир гуслей» Сергей Горчаков. Десять лет назад он открыл мастерскую по созданию гуслей в Тверской области. В скором времени предприятие, получившее известность в России и за рубежом, отметит юбилей. В интервью Mir24.tv Сергей рассказал, чем отличается настоящая народная культура от варианта Надежды Бабкиной, почему гусли должны стать символом Твери и как отреагировали на подаренные инструменты Сергей Шнуров и Илья Лагутенко.

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

На сайте мануфактуры говорится, что история «Мира гуслей» ведется с 2012 года, когда вы изготовили первый инструмент по собственной технологии. Чем вы занимались до этого и как пришли к такому необычному бизнесу?

– Первые гусли я изготовил примерно в 2010-2011 годах, а в 2012-м мы продали первый инструмент. И с этого момента считается день рождения мануфактуры «Мир гуслей». Все началось с того, что я начал интересоваться древностью, музыкальными инструментами, историей, культурой. Был какой-то поиск себя, и однажды я попал на празднование Купалу. Там собралось около 500 человек, и меня это сильно захватило. Я увидел людей в народных костюмах, услышал традиционные песни, увидел мастеров, и мне захотелось тоже в этом самореализоваться, учиться. Раньше я был автослесарем, потом открыл небольшой бизнес по перепродаже автомобилей. А вообще моя предпринимательская деятельность началась очень рано, еще в детстве, когда я продавал киндер-сюрпризы и терки на кухню.

Почему вы уехали из Санкт-Петербурга в деревню Пушкино Тверской области? Это был своеобразный дауншифтинг?

– Это моя родная деревня, мои родители здесь познакомились, потом в Питере получили квартиру. А так – все родственники, все предки отсюда. Я приезжал сюда к бабушке, отец у меня жил и занимался фермерским хозяйством. Я очень любил здесь бывать, ездил на мотоцикле, дружил с ребятами – многие из этих ребят сейчас работают у меня в мануфактуре.

У меня не было порыва дауншифтинга, стремления убежать от мира, отказаться от каких-то благ, в принципе сегодня у меня условия гораздо лучше, чем в городе: сейчас у меня большой участок – почти гектар, есть свой дом, производство, горячая вода и все необходимое. Это не дауншифтинг. Но в тот момент я был в духовных исканиях, в городе не очень ладилось – я поехал в деревню на лето и решил остаться.

Правда ли, что вас обвиняют в излишней популяризации гуслей? Как вы к этому относитесь?

– Есть разные взгляды. Есть ученые, которые изучают сам инструмент, но не играют на нем. Есть реконструкторы, которые могут играть, могут не играть. Есть фольклористы, которые используют инструмент, но именно в традиционном направлении: играют только наигрыши под драку, под какие-то страдания и т.д. Инструмент может использоваться в совершенно разных направлениях, и ярый традиционалист осуждает какого-нибудь панка, который взял гусли, чтобы играть на них Sex Pistols. Это неизбежно. Мы, как производство и идеологи продвижения гуслей, радуемся совершенно разным культурным направлениям, что кто-то гусли использует в театре, кто-то играет русский рок, кто-то читает рэп, а кто-то под гусли танцует брейкданс.

Если говорить об истории этого инструмента именно на Руси, в каких случаях использовали гусли?

– Гусли использовали скорее всего для пляски, частушек. Мы можем посмотреть этнографические записи дедов и бабушек, которые были сделаны в конце ХХ века, и узнаем, что на гуслях играли и женщины, и мужчины. Пели и про войну, и про любовь, и под драку, и под пляску. «Ломание» под гусли – это некая обрядовая пляска, когда человек впадает в транс. Наши предки это делали интуитивно. Можно порассуждать о том, что гусли могли использовать для каких-то обрядов, практик, но это все ненаучно, это предположения.

А как же образ из советских фильмов, где мудрый седовласый сказитель играет на гуслях и под волшебную музыку рассказывает предания старины глубокой, такое было?

– К сожалению, в советское время этнографы еще не встретили настоящих живых гусляров в Псковской области. Но если мы возьмем «Слово о полку Игореве», то в нем присутствовал Вещий Боян, который играл на гуслях. Мы можем представлять, что, наверное, все-таки были такие старцы. Но в первую очередь это был инструмент скоморохов. Скоморохи были разного возраста, ходили, пели под гусли и часто высмеивали пороки власти, церкви. За это при Алексее Михайловиче было сожжено множество инструментов.

Несмотря на настоящие гонения на скоморохов в XV веке, гусельная традиция не прервалась, и в конце ХХ – начале XXI века были записаны живые носители гусельной традиции. Эти записи есть в свободном доступе в интернете. Таким образом до нас дошли наигрыши, приемы, техники игры. Кроме того, мы узнали, какие все-таки гусли были у нас в центральной России. Существует стереотип, что это были «большие гусли Вещего Бояна» размером с полрояля, а оказывается, что такие большие гусли были у народов Поволжья, а в центральной России – другие. Это очень важно. Поскольку в советское время их еще не обнаружили, художники и режиссеры создали не совсем верный образ.

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

За 10 лет ваша мануфактура произвела больше 10 тысяч инструментов. Сегодня гусли– это развлечение для исторических реконструкторов, фольклористов и неоязычников или все-таки круг покупателей шире?

– Покупают совершенно разные люди, раньше, например, их очень активно покупали иностранцы, которые интересовались русской культурой. Среди покупателей есть православные, потому что в православной культуре гусли тоже проявлены – на них играл царь Давид и священники часто играли на гуслях. Инструменты часто покупают люди, которые не имеют музыкального образования, причем не всегда относящиеся к какой-то конкретной культурной общности. Кого-то привлекает народная культура, кого-то – сам музыкальный инструмент и его звучание, кто-то в этом инструменте ищет магическую составляющую, кто-то занимается реконструкцией, для кого-то это просто элемент интерьера. Это люди с разными интересами, с разными политическими и прочими взглядами, но их всех объединяют гусли.

Первое упоминание гуслей на Руси относится к V веку – византиец пишет про древних славян, у которых они были в руках. А первый найденный инструмент относится к XI веку. Это говорит о том, что гусли прошли через всю историю Россию. Играя на них, мы можем соприкоснуться с той жизнью, которая была тысячу лет назад.

Бывало, что вас удивлял род деятельности покупателей?

– Недавно гусли заказал человек, работающий в нефтедобывающей компании и зарабатывающий очень большие деньги. Он приобрел индивидуальные гусли стоимостью 240 тысяч рублей с росписью в виде Змея Горыныча. У нас сотни отзывов, когда гусли меняли жизнь людей, люди находят себя, находят новые сообщества, кто-то начинает с наших гуслей свой творческий путь. Мы сами не знали, что врачи рекомендуют играть на гуслях детям с ДЦП. С их помощью они начинают чувствовать и осознавать свои пальчики, появляется улучшение результатов. Поэтому больным с ДЦП мы часто дарим гусли, когда к нам обращаются.

По количеству заказов до недавнего времени на первом месте была Россия, на втором – США, на третьем – Германия. Мы отправляли гусли на остров Мадагаскар, в Бразилию, Голландию... Русские тоже часто покупают из-за рубежа, они таким образом связываются со своей страной, своими предками через гусли.

Сколько по времени делается один инструмент, полностью ли это российское производство или фурнитуру вы все-таки заказываете за рубежом?

– Инструмент может быть от трех-пяти струн до 60, поэтому на изготовление тратится разное время. Есть базовые модели, которые мастер может изготовить за три-четыре дня, а есть модели более сложные, более дорогие, на которые уходит гораздо больше времени. Кроме того, кто-то заказывает роспись – у нас в штате есть художники, которые делают как традиционную, так и художественную, это тоже требует времени.

Процентов 10 фурнитуры заказываем из-за рубежа, все остальное делаем сами. Струны, колки у нас не производятся. Точнее, какие-то струны делают, но по качеству они отстают от немецких.

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Какова цена от нижней до верхней планки?

– Самый бюджетный вариант – это гусельная дощечка для детей, она стоит всего 1600-1900 рублей, ну а самые дорогие мы продали за 240 тысяч. Есть гусли за 190 тысяч, за 130, 110, 50, 60, за 20, за пять… Средний чек у нас – 10 тысяч рублей. Все эти инструменты хорошо звучат и сделаны вручную. Разница лишь в сложности конкретного инструмента. Например, сама технология изготовления профессиональных инструментов очень сложная. На них ставится машинка переключателей полутонов, чтобы можно было инструмент использовать в группе и не перестраивать его ключом. Есть большие инструменты по типу марийских, чувашских гуслей. Все это требует разного количества времени, материалов и т.д.

Как начинающему гусляру в этом обилии определить, что именно ему подходит?

– Обычно нам человек пишет, и мы под него подбираем инструмент. Часто выбирают по внешнему виду, а звук разных моделей можно послушать на видео на сайте «Мира гуслей», например, как Настя Ермолаева играет на больших 26-струнных гуслях «Ладога». Кто-то не имеет возможности купить дорогие гусли и берет за шесть тысяч, учится, начинает играть наигрыши, былины, современные песни, потом дорастает до гуслей подороже.

Правда ли, что все ваше производство в 2018 году чуть не погибло в пожаре, и восстановиться мануфактуре помогал актер Андрей Мерзликин? Что тогда произошло?

– 20 января 2018 года сгорела мастерская, по заключению МЧС, это был поджог. Причина до сих пор не ясна, но надеемся, что у нас врагов все-таки не было и это произошло как-нибудь случайно. Мы тогда выпустили в соцсетях пост о пожаре, нас поддержало очень много людей, которые перевели деньги, и мы начали строительство мануфактуры «Мир гуслей». Больше полугода работали в вагончиках, в старой маленькой мастерской, строили все своими руками. Как-то осилили это, хотя было очень сложно. Действительно нас тогда поддержал Андрей Мерзликин. Он проявлял интерес к русской культуре, и мой товарищ в театре показал ему видео с игрой на гуслях – ему понравилось, и за две недели до пожара я подарил ему гусли. Когда он узнал, что мастерская сгорела, начал помогать, с тех пор мы с ним дружим, общаемся.

Читайте также: История студента из Анголы, который проникся русской культурой и принял православие

На фестивале «Нашествие» в том же году вы подарили гусли нескольким известным группам. Какая была реакция музыкантов на этот подарок?

– Среди организаторов «Нашествия» был мой хороший товарищ, и он сказал: «Хочешь, подари группам гусли, организаторы фестиваля не против, они бы хотели эти подарки вручить». В итоге мы подарили инструменты группам «Ленинград», «Калинов мост», «Ария», «Алиса», «25/17», Нейромонаху Феофану. А вот «Мумий Тролль» к нам не вышел. Мы показали ассистентке группы гусли: «Вот, у нас инструмент, нам надо его вручить». Она ответила: «Он не хочет к вам выходить». В любом случае этот инструмент на фестивале купили.

Чья реакция была наиболее теплой?

– Мне особенно понравилась реакция Шнурова. Он очень уважительно отнесся, ему понравилось, он послушал инструмент, пообщались. Он прям так по-человечески хорошо отреагировал.

Вы как-то писали, что вам не нравится то, что делают артисты вроде Надежды Бабкиной и Надежды Кадышевой. Каким, по вашему мнению, должно быть народное искусство?

– Бабкина и Кадышева, к сожалению, формируют у наших людей образ русской культуры. Когда ты изучаешь настоящий живой фольклор, традицию, ездишь в экспедиции по деревням, то ты видишь, что костюмы были совершенно не такие, как у Надежды Бабкиной. У нее сценическая подача, на любителя. Слова «валенки», «Иван», эти «клюквенные» кокошники, костюмы и подача пения – оно имеет место быть, но настоящая традиция из-за этого неизвестна. Как человека Бабкину я уважаю, потому что был в ее театре. Там работает тот же самый Андрей Мерзликин и они ставят очень крутые спектакли. В этом они сильны. Ну и она сама знает фольклор. Наверное, я слишком маленький, чтобы осуждать Надежду Бабкину, но в советское время этой «клюквой», конечно, убили традиционную культуру – в наше время ее не воспринимают. Потому что она ассоциируется именно с этим. Это печально.

Наша задача – как раз показать настоящую живую традицию, которая есть, которая не такая пестрая, которая сложная, которая красивая. Традиционный костюм – это не какие-то яркие ленточки, а глубокий орнамент, вышивка, на которую уходит несколько месяцев. В музеях есть рубахи, которые вышивали в течение 50 лет. Рубаха родовая, обрядовая, ее всю жизнь вышивали. Подача пения, подача звука была другая. Чтобы понять, что такое настоящая народная песенная культура, я рекомендую послушать ансамбли «Казачий круг», «Белый камень», «Межа», «Воля», «Лествица», Юрия Щербакова. Из современной подачи фольклора, например, «Партизан FM» или «Иван Купала». Когда люди приезжают на фестиваль и видят настоящую традицию живого пения, она не оставляет никого равнодушным. Они хотят ее изучать.

По-вашему, почему важно сохранять эту самую традицию?

– Чтобы понимать, для чего мы родились, какие наши цели и задачи. Есть страны, которые ушли вперед в технологиях, например Япония, которая при этом очень чтит свои традиции, культуру. Они не стесняются своих традиционных костюмов. Мне кажется, в этом плане можно брать с них пример. В Болгарии мэр города может ходить в традиционной одежде, а когда начинает играть народная музыка, вся площадь танцует их народные танцы, которые очень сложные. Мы попробовали, у нас не получилось, то есть люди этому обучались. Когда мы знаем свои корни, когда мы сохраняем традицию, мы имеем смысл жизни и понимание, куда мы идем, имеем желание оставить что-то после себя, а не просто быть потребителем.

Традиция дает нам ориентиры, но это не значит, что мы должны во имя традиции отказаться от современных благ. Ни в коем случае. У меня современные телефон и машина, при этом я надеваю традиционную рубашку из льна на праздник и этим горжусь. В общем, это целая философия, основа, которая нужна каждому человеку, который рано или поздно задумывается о своей идентичности и о том, зачем он в этом мире.

Скоро вы будете праздновать 10-летие мануфактуры, вы многого уже достигли, чего вы себе пожелаете на день рожденья?

– Все, что было сделано в развитии и популяризации гуслей, было сделано нашей командой, энтузиастами. К сожалению, государство ярко в этой истории не проявилось. Гусли пока не стали символом Твери, что очень печально. Об этом инструменте должны знать, потому что это один из самых русских древних музыкальных инструментов. Гармошка, балалайка все-таки пришли к нам из-за рубежа, гусли – это русский инструмент, он должен быть популяризован и сохранен, немножко трансформирован и выведен на новый уровень. На них должны играть не только для себя, но и профессиональную музыку. Мы с командой этим занимаемся и надеемся, что все-таки государство начнет поддерживать нас на административном уровне. Нужна поддержка программ продвижения инструментов, чтобы у мануфактуры были госзаказы на дома культуры, школы и т.д. Наша цель – это развитие русской традиционной культуры, настоящей культуры в современной подаче. Передача живого огня, а не хранение пепла, живая актуальная традиция.

Фото: Николай Летуновский / предоставила мануфактура «Мир гуслей»
Фото: Николай Летуновский / предоставила мануфактура «Мир гуслей»

А почему гусли должны стать символом Твери?

– Во-первых, потому что этот инструмент был найден в Тверской области, это культурное наследие, которое нужно хранить и развивать. Во-вторых, потому что «Мир гуслей» – самое яркое культурное производство в Твери, из разных уголков мира посмотреть на мануфактуру. Это гордость Твери, которая пока что не осознана. Губернатор, замгубернатора о нас знают. Вроде какая-то есть поддержка, но той, которая нужна, не хватает: налоговых льгот, грантов у нас не выходит получить.

Мы написали больше 500 писем, чтобы построить гусельное подворье, нашли даже часть денег, около 15 млн, свои потратили, уже начали стройку, залили фундамент… Предполагалось, что это будет культурно-туристическое место, куда будут приезжать люди со всего мира. Это будут и налоги для государства, и возможность познакомиться с настоящей русской традиционной культурой. Это место стало бы уникальным, потому что у нас есть все: знания, команда, понимание того, как это сделать. Но на это надо порядка 150-200 млн, а мы сейчас выживаем – из-за невозможности продавать за границу и отключения «Инстаграмма» доходы очень сильно упали. Часть штата в неоплачиваемом отпуске, а строительство гусельного подворья встало.

Автор: Мария Санникова