Шаг первый. Пока ребенок рисует, за ним необходимо внимательно наблюдать и фиксировать следующие моменты.
1. Кого первым рисует малыш и последующую очередность появления членов семьи на бумаге. Тот, кто нарисован самым первым – это самая значимая фигура для Вашего ребенка. Если кто-то «не влез, поэтому не нарисован» – с ним самая низкая эмоциональная связь или даже отрицательные чувства, ребенок не хочет видеть его в семье.
2. Возникновение каких-либо трудностей при рисовании какого-то персонажа. Например, замедленность рисования, пауза перед его прорисовкой, какая-то чрезмерная сосредоточенность. Если Вы заметили перечисленное, знайте – с этим членом семьи ребенок чувствует напряжение, отношение к нему очень непростое.
3. Эмоциональный настрой при прорисовке. Например, одного члена семьи рисует с улыбкой, другого – нахмурившись. Здесь комментарии будут излишни.
Шаг второй. Когда ребенок закончил рисовать, надо спокойно взять рисунок, улыбнуться, похвалить какой он молодец, какой красивый рисунок, и только потом начать беседу. Поспрашивайте такие вопросы, которые сразу покажут эмоциональное отношение.
1. Необходимо попросить пояснить, кто есть кто на рисунке. Важно, КАК назовет ребенок конкретного члена семьи – грубо, с любовью, он может даже прижать рисунок к груди, называя например «мамочка», а может сухо и отстраненно сказать – «младший брат».
2. Кто самый счастливый в семье? Почему?
3. Кто самый грустный? А что нужно сделать, чтобы развеселить?
4. Кто хуже всех себя ведет? А что нужно сделать, чтобы хорошо себя вёл?
Третий шаг. Еще раз похвалите ребенка как красиво он нарисовал, как интересно рассказал, обнимите, поцелуйте и отпустите играть. А сами внимательно рассмотрите рисунок. На чем необходимо остановиться?
1. Дистанция между фигурами. Действительно ли нарисованные персонажи похожи на семью – расположены близко друг от друга, может быть держатся за руки, или каждый по отдельности и между ними большое расстояние? Дистанция между ребенком и нарисованными членами семьи – это основной фактор, отражающий психологическую близость, или отсутствие таковой.
2. Размеры фигур. Расположение фигур. Наиболее значимый персонаж рисуется самым крупным, или выше всех, или на самом переднем плане, и наоборот – мелко нарисованные члены семьи мало значат в психологической жизни ребенка.
3. Нажим и штриховка. Попробуйте сами представить для себя какого-нибудь человека из жизни, который вызывает у Вас тревогу, может быть злость. Наверняка у Вас участится дыхание и сожмутся кулаки, Вы почувствуете внутреннее напряжение. Вот точно так же и с рисунком. Человек, вызывающий напряжение и тревогу рисуется с сильным нажимом, заштриховывается.
4. Как нарисован сам ребенок – самооценка. Если своя фигура нарисована непропорционально больше других, выше других, на переднем фоне – он считает себя очень значимым персонажем в семье, вокруг которого вращается вся жизнь семьи.
И наоборот – маленькая и слабо очерченная своя фигура говорит о низкой самооценке, с чувством беспомощности.
5. Дополнительные персонажи. Если нарисованы вымышленные персонажи или животные, которых в семье нет – ребенок хочет ими заполнить нехватку теплых отношений, эмоциональную пустоту в семье, показывает свою потребность в любви.
Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что некоторые ответы Вам не понравятся. Поняв, что чувствует Ваш ребенок, чего ему не хватает, Вы сможете направить вектор развития доброжелательных отношений и любви в Вашей семье в правильное русло.
Будет еще много интересного! Подписывайтесь! Ставьте лайки! Пишите вопросы - отвечу!