В нескольких русских летописных сводах, датируемых XV-XVII веками, присутствует необычное приложение топонимического характера. Оно имеет вид независимой вставки в текст, начинающейся словами: «А се имена всем градом рускым, далним и ближним». Удивительно, но в этих списках присутствуют города, которые никак не могли быть частью Руси.
Географические группы древнерусских городов
Всюду города группируются в несколько географических зон. Сперва перечисляются русские города на Дунае, далее идут следующие группы: города болгарские, валашские (иногда те и другие смешиваются в одну группу с городами на Дунае), польские или подольские (эта группа выделяется не во всех вариантах списка), киевские, волынские, литовские, смоленские, рязанские, залесские. Это создаёт ясность относительно географические представлений: на сколько естественных «стран» делили Русь наши соотечественники шесть с лишним веков назад.
Подольские или польские города включают несколько городов на южной границе Великого княжества Литовского между Днестром и Днепром.
Обширная группа киевских городов обнимает земли древних Киевского, Переяславского и Черниговского княжеств. Волынские города включают также города Галицкой земли. Литовские города – те, что расположены в Литве, Белоруссии и Западной Руси (например, Воротынск и Таруса), но без городов Смоленской земли, так как те выделены особо. Список рязанских городов невелик, тяготеет к югу, а в Мещёру не заходит – там начинаются уже залесские города. Залесские города – все те, что расположены к северу от Оки и чуть не до Белого моря, причём Новгород и Псков тоже отнесены к числу городов Залесья.
Русские колонии на Дунае и в Болгарии в XIV веке
Самое первое недоумение возникает, когда узнаёшь, что в число русских городов отнесены города в Болгарии и Валахии. Причём не только те, которые, допустим, когда-то завоевал князь Святослав Игоревич, а очень многие все города этих земель, включая древнюю столицу Болгарии Велико-Тырново или приморскую Варну (Каварну). Выше всех по Дунаю из русских городов расположены Выдичев и Мдин – там теперь болгарский город Видин (очевидно, название слито из двух)
Характерно, однако, что к русским городам отнесены далеко не все города Нижнего Дуная. Более того, они даже никак не связаны с походами Святослава. В связи с этим высказываются два предположения об особой избирательности русских при выборе «своих» городов для списка в Болгарии и Валахии. Первое – русский язык в богослужении. Но языком православного богослужения всюду был церковнославянский язык. Даже в Валахии его замещение началось не раньше XVII века. Второе – наличие больших русских колоний в названных городах. За неимением лучшего приходится выбрать эту версию.
Скачки по Тмутороканям
Особенный интерес представляет наличие в группе киевских городов Тмуторокани. Она указана там после Вышегорода, Милославиц и перед Остречским (совр. Остёр). Составители «Списка» явно старались следовать некоему пути, чтобы не пропустить ни один город. Вышгород – крупная княжеская резиденция к северу от Киева на правом берегу Днепра. Там отсиживались частенько, как в неприкосновенном уделе, киевские князья, временно согнанные со стола, или же под рукою старшего князя правили, подобно губернаторам, его младшие родственники.
Местоположение Милославиц предполагается в бывшем селе Вигуровщина, ныне входящем в черту Киева, но уже на левом берегу Днепра. В древности это была территория Черниговского княжества, начинавшаяся тут же, за Днепром. Город Остречский (Остёр) существует и поныне, выше по Десне. Таким образом, упомянутая Тмуторокань находилась где-то на берегу Десны между Киевом и Остром.
Возникает резонный вопрос: каким образом эта Тмуторокань, кроме заимствованного названия, связана со знаменитой Тмутараканью на кавказском берегу Керченского пролива? Той Тмутараканью, которой русские князья владели со времён Святослава Игоревича (конец X века) где-то столетие? Стоп! А владела ли Русь Тмутараканью на Тамани? Ведь в указанном «Списке городам русским» среди литовских городов указан, например, Ерусалим. Но вряд кто будет на основании этого утверждать, что Великому княжеству Литовскому принадлежала сакральная столица Палестины.
Могут ли упоминания о Тмутаракани в русских источниках быть непротиворечиво объяснены, если предположить, что это не Тмутаракань на далёкой Тамани, а Тмуторокань в окрестностях Чернигова? Ведь в кавказской Тмутаракани археологи пока не нашли заметных следов русского присутствия. А ведь если то была русская колония, там должна была быть резиденция правителя, двор для его дружины… Ничего этого пока нет!
Впервые с Тмутороканью в русском владении мы встречаемся при описании конфликта князя Ярослава Мудрого со своим старшим братом (но от некрещёной жены) Мстиславом Храбрым в 1022 году. Боевые действия разворачиваются по берегам Десны и Днепра, и братья в итоге делят между собой Русь по Днепру. Мстислав умирает в 1036 году, после чего вся Русь достаётся Ярославу. Представляется совершенно логичным, что ещё при жизни их отца, Владимира Святого, Мстиславу была дана в удел восточная часть Руси с центром в Чернигове. События его деятельности никак не препятствуют локализации Тмуторокани в окрестностях Чернигова, если не считать поздней (и явно навеянной именем города на Кавказе) эпической сказки о его единоборстве с черкесским князем Редедей.
Все последующие события княжеских усобиц, в которых фигурирует Тмуторокань, геополитически невозможно объяснить, если предположить, что этот город находился на Кавказе. Князья захватывают Тмуторокань с такой же лёгкостью, как Вышгород под Киевом. Город служит прибежищем для князей-изгоев. Можно представить, какую империю можно было создать, владея путём через Керченский пролив! Однако тмутороканские князья ведут себя как скромные удельные властители.
Последним известным тмутороканским князем был Олег Святославич. Он правил там с 1083 по 1094 год, пока не овладел прочно Черниговом. Историография связывает это с помощью ему со стороны византийского императора, в благодарность за которую Олег и уступил Византии Тмутаракань навсегда. Однако это может иметь другое значение: укрепилась власть Святославичей в Чернигове, и рядом расположенная Тмуторокань потеряла значение укреплённого убежища.
О том, что Византия во все годы «русского владычества» считала Таматарху (Тмутаракань) своим владением, свидетельствует хроника Иоанна Цеца (1040-е гг.).
Таким образом, нет достаточных оснований считать, что русские князья когда-то владели какой-то иной Тмутороканью, кроме той, что указана в «Списке городам русским» на Десне ниже Остра. Археологам осталось только найти её.