По указу Владимира Путина, для нефтегазовых компаний и банков из недружественных стран вводится запрет на совершение любых сделок с российскими активами, что будет препятствовать выводу капитала.
Вероятно, будущее нефтегазовых проектов с долей иностранного участия будет складываться подобно сценарию Сахалина-2, где у иностранных компаний были изъяты доли. При этом покупателем долей может стать только российская компания, а значит ей не придется платить высокую рыночную цену за эти активы.
Иными словами, американская ExxonMobil, которая пыталась продать подороже свои активы в Сахалин-1, британская BP, пытавшаяся сохранить свою долю в Роснефти стоимостью $12 млрд, французская Total, частично владеющая заводами по сжижению газа, теперь не получат ничего.
Кроме того, по данным британского издания Daily Mail, иностранные компании, продавшие свои активы и покинувшие Россию, резко подняли цены на свою продукцию, чтобы справиться с издержками.
Так в американском McDonald’s к концу лета взлетят цены на бургеры, наггетсы, кофе и картошку фри. Российский рынок был для компании одним из наиболее прибыльных и от закрытия 850 ресторанов в России McDonald’s потерял $1,2 млрд.
В то же время британский производитель продуктов и бытовой химии Unilever, заявил о росте расходов до £4 млрд. А крупнейшие продуктовые компании, такие как Coca-Cola и Pepsi, подняли цены на продукты питания по всему миру. Основная часть этих расходов связана с прекращением поставок сырья из России и Украины.
Компании, покинувшие Россию по политическим причинам, не только понесли убытки, но и лишились прибыльного рынка. При этом ситуацию осложняет рекордная инфляция в западных странах, а также рост цен на топливо и необходимость выстраивать новую логистику.
Все свои издержки эти компании перекладывают на плечи потребителей, вот только рост цен приводит к снижению спроса, из-за чего процесс восстановления после убытков займет крайне долгое время.