Работая в творческих кружках с детьми и подростками разного возраста и общаясь с ними на школьные темы, делаю для себя заметки.
Конечно, среди воспитанников нашего учреждения для особенных детей, сохранных (почти) ребят школьного возраста сравнительно мало, но зато от них можно почерпнуть целую тонну информации о школе, учебе, и о том, как они в большинстве своем к ней относятся.
А отношение к учебе современных ребят расстраивает и родителей, и учителей. Так еще, что интересно, первые в этом обвиняют вторых, а вторые - первых, вместо того, чтобы обеим сторонам повернуться лицом к ребенку. Судить не имею права, хоть и знаю, кто в реале должен формировать отношение ребенка к учебе и с какого возраста, но уверена, что родители (потому что это они и есть) со мной не согласятся.
О, а у ребят с ОВЗ - это отношение еще интереснее
Не у всех, только у некоторых. Но не могу об этом не рассказать, ибо на занятии столкнулась со слишком ярким примером.
Говорить фразами-штампами и скучными терминами не буду. Также постараюсь не грузить текст различными громоздкими конструкциями типа "Скажите Зинаиде Михайловне, что Розалия Францевна говорила Анне Ивановне Капитолина Никифоровна дубленку предлагает" (это, по-моему, из "Ивана Васильевича").
Поэтому, проще написать, а точнее описать тот весьма показательный урок в виде беседы.
Вот прямо так, как было, в чистом виде
Дано: мальчик Влад 14 лет из нашего стационара, который сидел у меня на творческом занятии и делал поделку, воспитательница, которая привела мальчика на занятие, ну и собственно я сама. Трое нас.
У Влада некое расстройство "в голове", о котором перед педагогами велели умолчать. Но при этом он умеет делать практически все, что должен уметь ребенок его возраста. Он даже слова взрослые знает: министерство, право, аттестат.
В общем, так...
Воспитатель привела Влада ко мне на занятие, он сел делать поделку из модулей-оригами. Воспитатель уже было собирается выходить, но…
Воспитатель: Владик, после занятие помоешь руки от клея и пойдем к дефектологу.
Влад: Не пойду! Скучно там!
Воспитатель: Ну, скучно - не скучно, это прежде всего важно тебе самому.
Влад: Чему самому?
Воспитатель: Тебе же нужно подкорректировать учебные навыки, а вдруг отличником будешь?
Влад, до этого уткнувшийся в поделку, аж "вскинулся".
Влад: А зачем это мне? Это вон Тимохе (его сосед по палате) родаки за пятерки подарки дают, а мне мои и так все купят. Я же инвалид, меня нельзя обижать. Так мама сказала.
Мы с воспитателем переглянулись. Некоторое время молчали.
Я: Влад, а разве тебе самому не хочется хорошо учиться? Не для Тимохи, не для мамы, а для себя?
Влад: А зачем? Аттестат мне и так дадут. Так мама сказала, пусть только попробуют не дать!
Воспитатель: А вдруг не дадут?
Влад: Мама сказала, что это - ущемление прав. А у меня - статус!
Смотрит гордым взглядом. А потом возвращается к поделке. Кстати очень хорошо работает, чисто, аккуратно!
Воспитатель: А как же потом? Надо же дальше учиться, на какую-нибудь профессию, диплом получать.
Влад: Да мама сказала - сделает мне универ. У папы 3 машины, одну продадут.
Я: На самом деле, получить хорошую профессию - не так легко, для этого старания и знания очень нужны, а не только деньги.
Лукавлю? Да вроде бы нет, говорю искренне, хоть и знаю, что у денег - роль не последняя.
Влад: Да что вы мне про работу? Не надо мне большую работу! Я ж говорю, мама-папа мне и так всё купят!
Я: И в 30-40 лет - тоже мама-папа покупать будут?
Влад: Я ж говорил, у меня статус! Мама сказала, пенсия до конца жизни будет!
Продолжает работать над поделкой. Супер, отлично получается!
Воспитатель: Но пенсии - обычно очень маленькие! А как ты на пенсию будешь жить? У тебя же семья уже будет!
Влад: Мама сказала, что наша квартира будет вся моя. И дед Колина квартира - тоже будет моя. Я в своей буду жить с семьей, а дед Колину - сдавать за деньги.
В общем, ни к чему внятному мы так и не пришли. Время урока подошло к концу. Да и поделку (модульного кота) Влад почти закончил, осталось только высушить, а потом уже мордочку сделать (как будет готова - обязательно покажу).
А затем он как миленький отправился вместе с воспитателем на занятие к дефектологу.
Конечно, на вопросы он отвечал абсолютно серьезно (он всегда прямой и серьезный). Но Влад - перспективный парень, и, надеюсь, что все-таки он сможет и честное образование получить, и найти себя в жизни. Только бы самостоятельнее стал (но все равно родителям и деду Коле надо жить подольше)!
Вот и Вам, дорогие читатели, и жить дольше, и радоваться больше!
поддержать автора:
А мне приносят радость Ваши приятные визиты, добрые лайки и новые подписки на КАНАЛ
#учителяидети #учителяиродители #педагогика #особенныедети #образование