Люди академической культуры, деятели старой закалки и знатоки классики в один голос сетуют на то, что культура летит в тартарары. Я, как выходец из этой среды, слышу эти крики отчаяния из первых уст и отчасти издаю их сама. Ведь то, что происходит с массовой культурой сегодня - это катастрофа общечеловеческого масштаба.
Эпоха постмодерна буквально зашла в покои прекрасных классиков, гениев ХХ века и всех служителей высокого и наложила там огромную кучу. Вот это, мол, искусство нового поколения. Цена - 20 млн долларов. Налетай.
Понятно, что такие тенденции обусловлены самой философией постмодерна - деконструкция образов, отрицание всего и вся, нигилизм и прочее. Тут бесполезно искать крайнего, человечество просто слегло после войн и ударов ХХ века и теперь валяется с лихорадкой и бредит. Но вся штука в том, что люди воспринимают эту лихорадку как должное, как веяние времени и то самое светлое будущее, к которому мы все так упорно шли.
В чём, собственно, штука. Искусство, бывшее когда-то привилегией аристократов, постепенно стало опускаться сначала на уровень зажиточных буржуа, затем на уровень обыкновенных рабочих людей, а в итоге (что мы и наблюдаем сейчас) на уровень низших слоёв общества.
Проследим на примере музыки. На смену классикам XIX и XX веков приходит новое популярное направление - джаз. Люди, воспитанные на классике, плевались и воротили от него носы, мол, что за примитивщина. А джаз, тем временем, требовал от музыканта хорошего (как минимум) владения инструментом, отличного интонирования, музыкального слуха и навыков импровизации. Джазмены были музыкантами высокого уровня, но в глазах академических музыкантов джаз был низким и развлекательным жанром для толпы.
Вслед за джазом пришёл рок-н-ролл и, собственно, рок. С точки зрения музыкальной структуры рок-н-ролл значительно проще джаза, но для его исполнения всё ещё требовалось хорошее владение инструментом (в особенности электрогитарой для исполнения рифов и ударными для сложных ритмов, которые появляются в тяжёлом роке и метале). Песни же сочинялись заранее и импровизация практически сошла на нет.
Следующая остановка (конечная) - хип-хоп и рэп - уличная культура афроамериканцев. В хип-хопе требуется только навык диджея. В рэпе требуется навык... говорения? Рифмования слов?
Здесь мои полномочия, увы, всё. Ведь я музыкант, а в рэпе от музыки остался разве что ритм. Тексты в большинстве своём деградировали до уровня тех людей, которые этот жанр создавали. А широкие массы и рады кушать то, что подаёт им массовая культура, ведь чем проще продукт, тем меньше его нужно пережёвывать и в больших количествах поглощать.
Здесь надо заметить, что XXI век отличается небывалым ростом равноправия и толерантности. Такое падение массовой культуры, как и, в принципе, её появление - следствие этого самого равноправия. А то почему это аристократам можно творить, а простым рабочим нельзя? Почему рабочим можно творить, а безработным бандитам нельзя? И так далее. Думаю, что в этом отношении дна мы достигнем ещё не скоро.
Сюда примешивается и такая тенденция, как перенос внимания с произведения на его автора. Содержание отошло на второй план, сейчас главное - индивидуальность, авторский замысел. А ведь в этом банане, приклеенном к стене изолентой, определённо есть какой-то замысел. Глубокий замысел.
Вот эти ценители современного искусства и стоят перед ним с умным видом, силясь постичь эту глубокую систему смыслов и образов, заложенных в банане. Но все почему-то забывают, что искусство нацелено в первую очередь на то, чтобы вызвать у человека живую реакцию, переживание, а затем рефлексию, как следствие этого потрясения. Но никак не это натужное умствование о том, что же хотел сказать автор. По-настоящему талантливый творец раскроет свой замысел так, чтобы он был на поверхности, но в то же время давал пространство для размышлений и манил своей глубиной.
Искусство - это труд. С одной стороны труд автора, совокупность его навыков, знаний и мастерства в той области, в которой он творит, глубокий омут смыслов и образов и вложение в своё творение частички себя. С другой стороны - труд созерцателя, эмоциональное и умственное усилие, искреннее желание полностью понять автора и извлечь из его творения максимальное удовольствие и пользу для себя.
Без этого труда искусство не имеет ни ценности, ни смысла. Оно перестаёт быть искусством и становится развлечением для автора и для созерцателя, забавной игрой, не более. Она тоже имеет право на жизнь, почему нет. Просто не нужно провозглашать это искусством и смело нести в массы. Не нужно считать рэп новой школы музыкой. Не нужно считать банан на скотче изобразительным искусством. Не нужно считать книги блогеров литературой. Давайте честно разделять настоящее искусство (которое сейчас оказалось где-то под плинтусом) и развлекательный контент (который под видом искусства затмил всё вокруг).
Я понимаю, что все эти разделения абстрактны, но подробные разъяснения очень растянут эту статью. Если вам интересны критерии, по которым можно отличить искусство от того, что под него мимикрирует, напишите об этом в комментариях, и я обязательно напишу об этом отдельную статью.
Я убеждена, что не искусство должно опускаться на уровень толпы, а толпа должна тянуться до уровня искусства.
Но многие со мной не согласятся, ведь это утверждение идёт вразрез с нынешней политикой толерантности и равноправия. Нет, я не отрицаю её, напротив - считаю справедливой. И да, я осознаю дилемму. Простого решения тут, разумеется, нет, потому что мы либо корректируем понятие равноправия и таки признаём, что люди различаются по уровню развития, а следовательно не равны; либо сталкиваемся с трудностью классификации развлекательного и высокого искусства и ещё с кучей других проблем.
Опять-таки, если вам интересна эта тема, то я могу развивать её дальше и продолжить мои рассуждения в следующей статье. Вот, пожалуй, и всё, что я имела сегодня сказать.
#культура #массоваякультура