Найти тему
Учительская

Современные классики

Актерскому делу учиться надо начинать если не с ясельного, то непременно со школьного возраста.

Олег Табаков

Школе №1306 «Школа молодых политиков» исполнилось 20 лет. И 20 лет в школе живет подлинный интерес к сценическому мастерству, искусству слова, искусству перевоплощения.

Театральная деятельность пронизывает всю школьную жизнь, дает детям опыт самореализации, ответственности, работы в команде, проживания разных ролей. Спектакли – точки эмоционального объединения детей и родителей в единое сообщество заинтересованных друг в друге людей.

С основания школы в ней существует малый школьный драматический театр, объединяющий в своих студиях детей разных возрастов – от дошкольников до выпускников. Сегодня в школе действует английский театр, где дети на языке оригинала читают и играют произведения Уильяма Шекспира под руководством английского режиссера и актера Джонатана Солвэя.

Театральная деятельность в Школе молодых политиков начинается с малых лет. Дошкольники малого драматического театра «Классики» уже демонстрируют прекрасные успехи на сцене. В процессе работы над спектаклем каждый участник реализует познавательную деятельность в нескольких аспектах: познание героя, персонажа, мира его эмоций, ценностей; познание себя как исполнителя роли, собственных переживаний, потребностей; познание других детей-участников и партнеров по сценическому воплощению. Выбор литературного произведения как основы сценария спектакля помимо подлинной художественной ценности произведения, наличия морально-ценностной основы и воспитательного смысла определяется эмоциональной близостью переживания момента роста, взросления и трансформации главного персонажа и маленьких актеров. Мы знакомимся с литературным произведением – основой сценария. Обсуждаем поступки героев, характер персонажей, отражаем свои впечатления в изобразительном художественном творчестве. Далее выбираем роли, и начинаются этюдное опробование выбранных ролей, постановочная отработка мизансцен, работа над хореографическим и музыкальным компонентом спектакля с педагогами дополнительного образования, опробование действия в костюмах на сценической площадке. То есть у ребят присутствуют все этапы театральной работы, как у настоящих актеров. Очень важна психологическая подготовка к ситуации публичного выступления, в том числе в присутствии родителей. И наконец праздник – показ спектакля, после которого мы обязательно организовываем обсуждение впечатлений от спектакля.

У старшеклассников тоже путь к славе нелегок. От первых шагов до выпуска спектакля на сцену проходит почти год. Принципиальная позиция – с ребятами должны работать профессионалы: действующие известные актеры, режиссеры московских театров, концертмейстеры, театральные критики и педагоги. Когда мы начинали, первые занятия были по культуре речи, артикуляции, движениям под чутким руководством строгих мэтров малого театра. И только после двух лет работы с артикуляционным аппаратом и культурой речи ребята вышли на сцену. И первым был спектакль по рассказам Антона Чехова, где ребята показали все свое мастерство. И уже много лет театр успешно выступает на Международном молодежном фестивале «Грани таланта» и получает множество наград.

Международный молодежный фестиваль искусств «Грани таланта» проходит ежегодно. В 2022 году это совместный проект Школы молодых политиков и Театра «Геликон-опера».

Елена СПОРЫШЕВА, директор школы №1306 «Школа молодых политиков»

Комментарии

Ольга МОСКОВКИНА, педагог дополнительного образования школы №1306 «Школа молодых политиков»:

– Театр – синтетический вид искусства, в котором музыка, литература, живопись, танец существуют в тесной связи.

Театр обращен к самой насущной потребности ребенка дошкольного возраста – потребности в сюжетной игре, в перевоплощении.

Используя различный литературный материал, педагог создает возможности для освоения детьми ценностей мировой культуры, обращенной к детям.

Разные роли – разные характеры… Проживание их развивает у детей умение понимать и сопереживать тем, кто, возможно, совсем не похож на них самих…

Постановка спектакля – яркое событие социальной жизни группы. Дети учатся действовать вместе. Они чувствуют ответственность за общее дело. Они переживают общую радость.

В работе мы используем этюдный метод, позволяющий каждому ребенку реализовать свою индивидуальность, опробовать различные краски эмоциональной передачи роли, а также попробовать себя в качестве исполнителя разных ролей, отличающихся по характеру.

Павел ГРЫЗАНОВ, ученик 9‑го класса школы №1306 «Школа молодых политиков», победитель в номинации «Лучшая мужская роль» на Международном молодежном фестивале искусств «Грани таланта»:

– На протяжении нескольких лет я активно принимаю участие в нашем школьном театре, труппа которого принимает участие в Международном молодежном фестивале «Грани таланта». Для зрителей театр начинается с вешалки, для труппы – с кропотливой, волнительной и творческой работы, для световиков и постановщиков – с их оборудования. Театр является по-настоящему сложным процессом, как любая научная деятельность. Наш режиссер берет за основу понимание и четкий разбор произведения, и только после того как участники начинают разбираться и проживать жизнь героя, не наигрывая ее, мы начинаем работать со сценой и сценической речью. В конце мы подводим итог проделанной работы и начинаем показывать свое представление на школьном уровне, а затем на международном.

Театр для меня – это большая наука. Я хочу подчеркнуть важность театра в жизни каждого человека, особенно молодого, только формирующего свои мировоззрение, принципы жизни, видение мира.

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».