Игорь Иванов — о действиях Южной Кореи в условиях ужесточения американо-китайского соперничества
Громкий визит спикера Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси на Тайвань, несомненно, осложнил американо-китайские отношения и ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом. Сегодня здесь не менее пристально следят за реакцией КНР и учениями ее армии, чем за специальной военной операцией России на Украине. Эта поездка Пелоси не только усугубила соперничество Вашингтона и Пекина, она поставила, мягко говоря, в неудобное положение власти, в частности, Республики Корея, которым снова пришлось лавировать между своим крупнейшим торговым партнером в лице Китая и главным политическим и военным союзником — Соединенными Штатами.
Еще больше подливает масла в огонь необходимость до конца августа южнокорейским властям определиться, будет ли их страна участвовать в крупном американском проекте по сотрудничеству в сфере производства полупроводников Chip 4. И вероятно, это станет не последней дилеммой для Сеула.
Визит спикера нижней палаты
Визит Нэнси Пелоси особенно четко показал, в насколько сложном положении Республика Корея оказалась к нынешнему дню — американо-китайское противостояние заставляет Сеул разрываться между устоявшимися экономическими связями с КНР и политической преданностью давнему союзнику. Однако эксперты отмечают, что и у США есть возможность надавить на Южную Корею экономически и технологически, если та все же сделает неверный выбор с точки зрения Вашингтона.
Южнокорейским властям крайне не повезло, что их столица была следующим пунктом азиатского турне спикера Палаты представителей Конгресса США после ее пребывания на Тайване. Кажется, что им нужно было приложить максимум усилий, чтобы сохранить нейтралитет и не допустить втягивание Сеула в тайваньскую эпопею Пелоси. Со стороны это представляется вполне возможным, учитывая еще и то, что администрация президента США Джо Байдена официально заявляла, что она, мол, против этой точки в поездке представителя своего государства. Не буду вдаваться в измышления, почему посещение Тайваня все же состоялось, а сконцентрируюсь на Южной Корее, правительство которой словно несколько переусердствовало в попытке абстрагироваться.
Сначала в офисе президента республики рассказали, что ее лидер Юн Сок Ёль не собирался проводить очную встречу со спикером нижней палаты в связи с пятидневным отпуском: "Отпуск президента изначально совпал с прибытием Пелоси". График министра иностранных дел Пак Чина, который незадолго до прибытия американцев отправился в Камбоджу, также не предполагал очного взаимодействия со спикером Палаты представителей Конгресса США.
Так или иначе, в среду вечером Нэнси Пелоси приземлилась в аэропорту на американской военной базе Осан, где ее из высокопоставленных лиц встречали лишь соотечественники — посол Филип Голдберг и командующий военным контингентом США на юге Корейского полуострова Пол Лакамера. Представителей южнокорейского парламента или правительства не было, писали южнокорейские СМИ. По информации газеты "Чосон ильбо" (кор. 조선일보), в посольстве США были недовольны таким холодным приемом.
"Говорят, что, когда Пелоси прибыла в аэропорт, никто из Национального собрания ее не встречал. Очевидно, что принимающей стороной от нас является Национальное собрание, а не правительство. Должны были быть работники протокола из парламента, но никто не пришел", — прокомментировал случившееся южнокорейский депутат Ха Тхэ Гён.
Южнокорейская пресса не обошла вниманием и то, что президент РК проводил свой отпуск дома в Сеуле, а незадолго до прилета американской делегации в среду вечером Юн Сок Ёль вместе с супругой был в столичном театре, а затем ужинал с его актерами.
"Подумайте, что было бы, если при визите нашего спикера в США никто не стал бы его встречать. Это была бы дипломатическая бестактность и пренебрежение к Республике Корея, не так ли?" — заявил депутат Ха Тхэ Гён. Он добавил, что для президента было бы верным встретиться с Пелоси "ради национальных интересов, даже несмотря на отпуск".
Примечательно, что именно "национальными интересами" президентская администрация объяснила непроведение очной встречи с американским спикером.
В конце концов южнокорейский лидер позвонил Нэнси Пелоси. Разговор с ней и членами делегации длился около 40 минут: стороны обменялись репликами о двустороннем союзе и росте напряженности на Корейском полуострове, но не о ее визите на Тайвань и связанных с ним проблемах, подчеркивали местные газеты. В четверг Пелоси встретилась с председателем Национального собрания Республики Корея, пообщалась с солдатами в демилитаризованной зоне на границе с КНДР и вечером отправилась в Японию.
Хотя по сравнению с полным отсутствием коммуникации телефонные переговоры выглядят как некий шаг навстречу американцам, они не идут ни в какое сравнение с приемом Нэнси Пелоси в других пунктах ее азиатского турне — в Сингапуре, Малайзии, на Тайване и в Японии. Везде спикер была удостоена личной аудиенции с лидерами стран (а также главой администрации Тайваня).
На следующий же день после отъезда Пелоси с полуострова глава южнокорейского МИД заявил, что, хотя Сеул не подвергает сомнению принцип "одного Китая", силовое изменение статус-кво в регионе неприемлемо. Эта фраза прозвучала в присутствии глав дипломатических ведомств Китая и США на многостороннем форуме, и ее вторая часть почти слово в слово напоминала риторику американских и японских официальных лиц по тайваньской проблеме.
Осторожное поведение южнокорейского политического руководства вызвало не только критику, но и понимание. "Пелоси — третий человек в политической системе США. Если бы это случилось в прошлом, президент или министр иностранных дел искали бы разговора с ней, но сейчас правительство, видимо, решило не политизировать проблему и не провоцировать Китай лишний раз", — сказал директор Института политики США и Китая при Университете Ачжу Ким Хон Гю.
"Поездкой на Тайвань Пелоси без необходимости спровоцировала Китай, поэтому нам следует контролировать свои действия. Не было никакой необходимости во встрече президента и Пелоси, она вызвала бы недопонимание в отношениях с Китаем", — считает старший научный сотрудник Института объединения Республики Корея Чо Хан Бум.
Естественно, и критики действий президента утверждают, что Юн Сок Ёль решил не встречаться с Пелоси, чтобы "не разгневать Китай". Хотя до этого южнокорейский лидер сделал себе репутацию проамериканского политика: неоднократно превозносил союзнические отношения с Вашингтоном, а во время избирательной кампании эксперты не раз отмечали его намеки про то, что он намерен занять более жесткую позицию в отношениях с Пекином. Однако в качестве главы государства ему приходится учитывать интересы многих групп, в том числе бизнеса, который довольно сильно связан с Китаем.
Альянс производителей чипов
Еще в марте Соединенные Штаты выступили с заманчивой, но противоречивой экономической инициативой в Азиатско-Тихоокеанском регионе, из-за которой Сеул вновь оказался перед сложным выбором. Вашингтон предлагает создать платформу для сотрудничества стран — производителей чипов под названием Chip 4 (или Fab 4). По замыслу авторов, она позволит объединить технологические наработки США, материалы и комплектующие Японии, производственные мощности Южной Кореи и Тайваня.
У наблюдателей практически нет сомнений, что идея направлена против Китая. США стремятся выстроить цепочки поставок в производстве ключевых технологических товаров в обход КНР и перераспределить их среди своих союзников. Правящая верхушка Штатов уже успела лично обозначить свою заинтересованность в сотрудничестве с Сеулом в сфере полупроводников — первым пунктом программы в ходе визита президента Джо Байдена в Южную Корею было именно посещение завода по производству чипов.
В южнокорейских бизнес-кругах перспектива вхождения в Chip 4 вкупе с сопутствующим ухудшением отношений с Китаем большого энтузиазма не вызвала. На Поднебесную приходится до 60% экспорта из Республики Корея. Южнокорейские гиганты Samsung Electronics и SK Hynix имеют крупные заводы в КНР. "Нравится нам или нет, Китай — гигантский рынок, и просто покинуть его — не вариант. Мы должны продолжать экономическое сотрудничество, где это возможно", — заметил недавно председатель крупной южнокорейской компании SK Group Чхве Тхэ Вон. О необходимости взвешенно подойти к вопросу об участии в Chip 4 говорил и министр науки и информационно-коммуникационных технологий Республики Корея Ли Чжон Хо.
Но значительная часть экспертов считает, что выбор предрешен. "США располагают большим числом фундаментальных технологий в сфере полупроводников, они могут использовать рычаги технологического контроля, чтобы влиять на производство в других странах. В худшем сценарии страны, не вошедшие в альянс производителей чипов под руководством США, не смогут производить полупроводники", — считает исследователь из Корейского института промышленной экономики и торговли Ким Ян Пхэн.
В конце июля глава южнокорейского МИД, говоря о Chip 4, заявил, что правительство пока ничего не решило, но "возможное недопонимание со стороны Китая следует устранить заранее по дипломатическим каналам". 8 августа министр иностранных дел Пак Чин отправился в портовый город Циндао на востоке КНР, где запланированы переговоры с его китайским коллегой. Будет ли обсуждаться этот вопрос, пока не известно.
Какое бы решение в отношении Chip 4 ни принял Сеул, в обоих случаях существует вероятность возникновения еще большей неопределенности в двусторонних отношениях, указывают эксперты. Осталось лишь выбрать — с Вашингтоном или Пекином.