Недавно у нас в комментариях была дискуссия о том, что в нашем обществе, пусть и не явно, но все же существует негласная норма применения насилия по отношению к детям. ВЦИОМ подтверждает — так и есть.
Согласно результатам недавних опросов, 20% родителей применяют к своим детям физическую силу и не видят в этом ничего страшного. Ведь их родители тоже их били, и ничего, выросли «нормальными» людьми.
ВЦИОМ провел анкетирование россиян, целью которого было выяснить, какие методы воспитания практикуют в нашей стране современные родители. Вот что получилось:
- Наставления, нравоучения – 76%
- Ограничение просмотра телевизора, лишение прогулок, отъем гаджетов – 31%
- Угол в качестве наказания - 19%
- Телесные наказания в виде шлепков, щелчков, подзатыльников – 13%
- Наказание ремнем – 7%
За этими, казалось бы, малыми цифрами (13% и 7%) стоят судьбы нескольких миллионов детей, чьи родители считают нормой телесные наказания разной степени интенсивности.
По последним данным Росстата, в стране на начало 2021 года было 27 миллионов детей в возрасте от 0 до 15 лет. Даже если округлить эту цифру в меньшую сторону, скажем, до 20 миллионов, то получается, что в стране живет примерно 4 миллиона детей, чьи родители (те самые 20% из двух последних строчек топа) применяют к ним телесные наказания. Да даже если разделить на два - все равно страшная цифра.
Исследование проанализировало методы, которыми воспитывались сами родители в свое время. Хорошая новость: процент физических наказаний хоть ненамного, но снизился, то есть современные родители хоть и были битыми больше и чаще, детей своих бьют все же меньше. Кстати, опрос показал, что к шлепкам и подзатыльникам матери прибегают чаще, чем отцы.
И все равно... Прослеживается упорная корреляция: если в детстве человек сталкивался с тем или иным методом воспитания, то он с большей вероятностью будет использовать его по отношению к своим детям. Ремень в том числе. И оправдывать это.
Как заключает ВЦИОМ, «эти усвоенные в детстве практики воспитания не только реализуются в собственном родительском поведении, они формируют представления о воспитании в целом. Даже те, у кого еще нет детей, чаще выбирают и одобряют именно те методы, которыми воспитывали их самих».
Ольга Иванова