Узких специалистов в больницах и поликлиниках почти нет
Калининградская область готова принять на работу медиков. В качестве мер поддержки добровольцам обещают достойные подъёмные при первом трудоустройстве. Пост об этом разместил в Telegram-чате «Медицина 39» главный врач Черняховской инфекционной больницы Виктор Гродницкий. AMMIAC. решил разобраться, как обстоят дела с кадрами в системе здравоохранения региона.
Обсуждать наболевшую проблему доктор не стал. Любые контакты СМИ со сферой здравоохранения в регионе курирует местный минздрав в лице его пресс-службы.
Там за ответами на все кадровые вопросы отправляют на сайт ведомства. На портале https://www.infomed39.ru/ удалось найти информацию о том, что в инфекционную больницу Черняховска нужны: медсестра палатная (постовая) с зарплатой от 25 тысяч рублей (три вакансии) и врач приемного (боксированного) отделения-врач-инфекционист, зп от 20 тысяч рублей.
В медсёстрах нуждаются практически все больницы и поликлиники Калининградской области. Запросы от медучреждений отличатся количеством штатных единиц (от 1 до 5) и зарплатами. Минимальная - 10 тысяч, максимальная - 35 тысяч рублей.
«Потолок» для врачей - 50 тысяч рублей. Столько готовы платить участковому врачу-педиатру в Гурьевской центральной районной больнице или заведующему поликлиникой-врачу-педиатру в городской больнице Мамоново.
В списке наиболее востребованных - анестезиологи-реаниматологи, офтальмологи, неврологи, рентгенологи, врачи ультразвуковой диагностики, акушеры-гинекологи, оториноларингологи, хирурги, онкологи, участковые терапевты, педиатры, ревматологи, инфекционисты.
Гематологов нет совсем
Нехватка медиков - проблема повсеместная, - считает врач с семилетним опытом работы в Калининградской области.
Здесь, наверное, как отражение, зеркало... профессионального дефицита по всей стране. Но в связи с тем, что регион труднодоступный, это ощущается острее.
Конечно, того объёма (< врачей>), который необходим, его ещё нет. Но есть масса примеров, когда приезжают молодые специалисты на большую работу. Им предлагают хорошие контракты и достойные условия: служебные квартиры, неплохие зарплаты. Но, некому ехать, - говорит врач, - и так везде. Кадровый голод, нет качественных специалистов.
Взять дерматовенерологов - можете сами посмотреть "Про-Докторов" (<сайт отзывов пациентов о врачах>), сколько их в области. Косметологов - человек 80, гематологов нет совсем. То есть это уже зависит не от людей, а их подготовки, образование и прочего.
По данным Центра занятости населения Калининградской области, на конец июля число вакантных мест врачей составляет 448, медсестёр - 352, фельдшеров - 70. Общий показатель дефицита сотрудников в сфере здравоохранения «перевалил» за тысячу (1152, с учётом медицинских психологов, сиделок, специалистов по социальной работе, бухгалтеров, водителей, санитаров, уборщиков).
Медики, которые впервые трудоустраиваются в госучреждения после окончания обучения, переезда из другого региона или иностранного государства, из частной федеральной или ведомственной системы здравоохранения получают от 300 тысяч до 1.8 миллиона рублей. Выплаты для среднего медицинского персонала составляют от 150 до 900 тысяч рублей.
Тем, кто готов лечить людей в глубинке, выплачивают разовую компенсацию от 500 тысяч до 1,5 миллиона рублей. Реестр должностей, при замещении которых можно получить финансовую помощь, включает 40 позиций. Информацию по ним можно найти на том же сайте областного минздрава.
Кроме того, предусмотрена единовременная выплата при трудоустройстве после окончания целевой ординатуры в размере 200 тысяч рублей.
Деньгами молодёжь в глубинку не заманишь
По словам и.о. главврача Славской ЦРБ Светланы Поветко, молодые кадры стремятся уехать в город. Там побольше развлечений.
Может быть так и должно быть...они активные, продвинутые, хотят сразу всё и много - квартиру, хорошую зарплату. Тех, кто заканчивает наше медучилище, мы уговариваем, зазываем, они никак не соглашаются. Хотят в городе остаться, многие уходят в частные клиники. Там хорошая зарплата и требования совсем другие: пациент пришёл, полечился день и ушёл.
Ни диспансеризации, никаких профосмотров, ни ответственности и отчётности. В государственных учреждениях всё намного сложнее.
На сегодняшний день участковых у нас хватает, но нет узких специалистов. Окулист работает по совместительству, приезжает из Немана. Такая же ситуация с отоларингологом. Нам нужен ещё один гинеколог, хирург, терапевт, - говорит Светлана Поветко.
Говоря о запросах молодых, врач поделилась: была у нас девочка, начинающая педиатр. Хотела большую зарплату, жильё, комфорт, но к работе относилась не очень добросовестно. Другой молодой специалист, тоже после института, более приземлённая. Она ответственная, работу выполняет чудесно. Всё зависит от самих людей, - резюмирует Светлана Поветко.
Медицинская арифметика
К нам в отделение хирургии приходят интерны. Но никто из них здесь не останется, потому что много работы, писанины, ответственности и мало платят.
За одно дежурство приходится делать шесть-семь-восемь операций. Допустим, месячная зарплата 50 тысяч рублей. Восемь дежурств умножаем на четыре - 32 операции. Получается, что одна спасённая жизнь стоит 2,5 тысячи рублей.
В первую очередь должна быть денежная составляющая. Второе - объем работы, которой загружены медработники. Он - колоссальный: что у поликлинического звена - врачей, сестер, что в стационаре. И там, и там перегрузка.
В скором времени в Славске обещают построить дом для медиков. Возможно, это как-то поможет притянуть в муниципалитет кадры. Пока жильё молодым специалистам снимают, но только первые полгода.
Врач - это призвание
Для глобального подхода к решению проблемы Светлана Поветко предлагает вернуть систему направлений.
Раньше заканчиваешь институт и едешь работать на три года, куда направят. Нам ни денег не выплачивали, ничего. И мы ехали, радовались, набирались опыта. А сейчас им предлагают по 3 миллиона, федеральные, региональные льготы. Не хотят. Всем надо красивой и богатой жизни и меньше ответственности.
С и.о. главврача Славской ЦРБ согласен и руководитель одного из медучреждений в Калининграде.
Врачей выпускается много, но не все доходят до больниц и поликлиник. Одни выбирают фармацевтические компании, другие - частные клиники. Поэтому должна быть профориентация уже в семье, школе. Чтобы человек выбирал специальность, с которой он будет по жизни.
Я с пятого класса знал, что буду врачом и хотел поступить на медицинский факультет. Поэтому усиленно готовился, читал много разной литературы, шёл к своей цели.
Сейчас всё по-другому. Документы подают сразу на несколько специальностей по принципу, куда возьмут. Да, и выбор профессий разбросанный. Врач работает с человеком. А это непросто и ответственно, потому что век человеческий не так велик.
В областном центре занятости населения пообещали усилить работу с муниципальными учреждениями здравоохранения.
Пока специалисты ЦЗН готовили аналитику для публикации, выяснилось, что многие организации давно не обновляли данные по наличию вакансий.