В Казани впервые опубликован перевод уникальной работы булгарского богослова XII века Сулаймана ибн Дауда Ас-Саксини под названием «Зухрат ар-рийад ва нузхат ал-кулуб ал-мирад» (Красота садов и утешение заблудших душ). Главными инициаторами и кураторами проекта выступили руководитель Центра письменного и музыкального наследия «Мирасханэ» ИЯЛИ Ильгам Гумеров и ведущий научный сотрудник ИЯЛИ Азат Ахунов. «Миллиард татар» знакомит своих читателей с выдержками из этого уникального произведения. Публикуем девятую часть этого перевода.
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.
Часть 5.
Часть 6.
Часть 7.
Часть 8.
Дауд сказал: «К чему мне оружие. Мне поможет Аллах»
Есть четыре [особых] камня. Камень Адама, который и есть Черный камень. Связанную с ним историю я привел в [маджлисе] относительно слов Всевышнего: «Вот твой Господь вынул из чресл…». Камень Мусы, который похитил его одежду, когда он совершал омовение. Муса [в отличие от других сынов-исраиля] при совершении полного омовения удалялся от людей. Тогда бану-исраиль сказали: «У него грыжа». Однажды, когда Муса совершал омовение, камень вместе с его одеждой пришел в движение, и Муса последовал за ним. Когда бану-исраиль увидели Мусу нагим, они поняли, что дело обстоит не так, как они утверждали. Об этом слова Всевышнего: «Аллах оправдал его и опроверг то, что они говорили». Третий ‒ камень Дауда, четвертый ‒ камень Салиха.
Что касается камня Дауда, то это камень, посредством которого он убил Джалута. Джалут отправил Талуту послание: ты явишься ко мне для поединка, или я прибуду к тебе? Если ты убьешь меня, то тебе мое царство; если же я убью тебя, то твое царство [достанется] мне. Решив, что одолеть Джалута ему не по силам, Талут объявил в своем войске: «Кто убьет Джалута, тому я отдам свою дочь в жены!» Но никто не ответил. Тогда он спросил об этом их пророка Асмавила. Тот обратился к Аллаху по этому поводу. Затем он принес Талуту рог, наполненный жиром, и подобие железной печи. Талуту сказали, что человеком, который убьет Джалута, окажется тот, на голове которого закипит жир в роге, но при этом не стечет на лицо. Также если он войдет в эту печь, то не будет трястись в ней. Талут призвал самых сильных людей из числа бану-исраиль, но никто из них не подошел. Тогда Аллах внушил Асмавилу, что Джалута убьет один из сыновей Ишайя, который будет пастухом. Ишай представил своих сыновей перед Талутом, но [подходящего] не оказалось. Ишайя спросили: «Остался ли у тебя сын, кроме этих?» Ишай ответил: «Нет». Тогда Асмавил произнес: «Господи, он утверждает, что у него, кроме этих, нет сына». Аллах сказал: «Ишай солгал тебе». Асмавил сообщил Ишайе о том, что сказал Всевышний. Ишай ответил: «Аллах сказал правду, о пророк Аллаха. У меня есть младший сын по имени Дауд. Я постеснялся показать его людям ввиду его неприглядности. Он в таком-то ущелье пасет овец». Дауд (мир ему) был невысокого роста, болезненным, желтого цвета [кожи], с синими глазами. Талут отправился к Дауду и застал его пасущим овец. Он поставил рог на его голову ‒ [жир в нем] закипел, но не стек на лицо. Тогда Талут сказал Дауду: «Что, если ты убьешь Джалута, и я женю тебя на своей дочери?» Дауд ответил: «Да». Талут спросил: «Обнаружил ли ты [прежде] у себя то, благодаря чему ты сможешь убить его?» Дауд ответил: «Да, [случается, что, когда] я пасу овец, приходит лев или волк и хватает овцу. Я же бросаюсь на него, раскрываю его пасть и разрываю ее до затылка». Талут повел Дауда в свое войско. Когда Дауд (мир ему) приходил мимо одного камня, тот обратился к нему: «Возьми меня, Дауд. Я ‒ камень Харуна, посредством которого он убил сына такого-то царя». Дауд поднял его и положил в свою торбу. Затем к Дауду обратился другой камень, мимо которого он проходил: «Возьми меня. Я ‒ камень Мусы, посредством которого он убил такого-то царя». Дауд поднял его и положил в свою торбу. Затем к Дауду обратился третий камень, мимо которого он проходил: «Возьми меня. Я твой камень, посредством которого ты убьешь Джалута». Дауд поднял его и положил в свою торбу. После того, как два войска выстроились в ряд, Джалут выступил вперед и предложил поединок. К нему вышел Дауд. Талут дал ему оружие и коня. Дауд оседлал коня и, недалеко отъехав, вскоре вернулся. Люди решили, что он струсил. Дауд сказал: «К чему мне оружие. Мне поможет Аллах». Он бросил оружие и, взяв свою торбу и пращу, направился к Джалуту. Джалут отличался крепостью и силой. На нем был железный шлем, который весил триста ратлей. Увидев Дауда, Джалут спросил его: «Ты ли сразишься со мной?» Дауд ответил: «Да». Джалут спросил: «С каким оружием?» Дауд ответил: «С камнем. Ибо ты собака, а собак прогоняют камнями». Затем Дауд произнес: «С именем Бога Ибрахима» ‒ вынул камень и поместил его в праще. Затем он вынул второй камень и произнеся: «С именем Бога Исхака», поместил его в праще. Затем он вынул третий камень и произнеся: «С именем Бога Йакуба», поместил его в праще. После этого три камня превратились в один. Раскрутив пращу, Дауд метнул камень. В это время Аллах поднял ветер. Камень угодил в перегородку шлема, прошел через мозг, вышел на затылке, раскрошился по воле Аллаха и разлетелся по всему войску Джалута, так что не осталось из них ни одного, в который бы не попала частичка от него. Дауд подбежал к упавшему замертво Джалуту, отрезал его голову, снял с его пальца кольцо и приволок его тело к Талуту. Мусульмане возликовали и вернулись в свой город невредимыми и с добычей.
«Эта верблюдица Аллаха является знамением для вас»
Камень пророка Салиха (мир ему). После того, как Салих долгое время призывал свой народ к [вере] и [всячески] устрашал его, те потребовали от него знамение. Салих спросил: «Какое знамение вы желаете?» Люди ответили: «Выведи для нас из этого камня верблюдицу, ‒ то был большой черный без трещин камень величиной с гору. ‒ Мы хотим, чтобы она была с красной шерстью, черными глазами, на десятом [месяце беременности] и чтобы ее детеныш был того же возраста, цвета и размера, что и она». Услышав такое, Салих растерялся. Тогда ниспустился Джибраиль и сказал: «Господь желает тебе мира и говорит: “Почему ты растерян? Мне было известно, что этот народ потребует от тебя такое знамение. И Я создал в этом камне верблюдицу согласно их описанию за сорок тысяч лет до того, как сотворил их”». Салих совершил молитву в два ракаата и обратился с просьбой к своему Господу. После этого камень напрягся подобно тому, как напрягается беременная верблюдица, задрожал и раскололся. Из него на глазах людей появилась верблюдица на десятом месяце беременности. Она родила верблюжонка того же цвета и размера, что сама. Как сказал Всевышний: «Эта верблюдица Аллаха является знамением для вас». Одна часть народа уверовала в Салиха, другая нет.
Братья мои, обратитесь к своему Господу и просите Его простить вам ваши грехи, тогда Он удовлетворит ваши нужды.
Сообщается, что во время Мусы (мир ему) случилась засуха. Муса трижды выходил [с молитвой о ниспослании дождя], но дождя не было. Он сказал: «Господи, что мне делать с облаками, в которых нет дождя?» Аллах ответил: «О Муса, что Мне делать с сердцем, в котором нет искренности?.. О Муса, среди вас есть клеветник, и Я не отвечу вам». Муса спросил: «Господи, кто он?» Аллах ответил: «Завтра вынесут его погребальные носилки». С наступлением утра Муса вышел в пустыню в ожидании прохождения похоронной процессии. Но одновременно появились десять носилок. В замешательстве Муса сказал: «Господи, сообщи мне, в каких носилках будет тот человек». Всевышний ответил: «О Муса, стану ли Я клеветником, тогда как запрещаю вам клеветать? Я не стану раскрывать ваши тайны». После этого люди вышли [для молитвы о ниспослании дождя] и принесли покаяние, и пролился дождь.