Есть яркие примеры спортсменов, которые пошли на радикальные меры из-за несовпадения гендерной идентичности с половой принадлежностью. Такая трансформация вызывает много споров и противоречий, особенно со стороны биологических девушек, не готовых к соперничеству с трансгендерами.
В этой связи спортсменки, сменившие пол на мужской, приковывают меньше внимания. Однако олимпийская чемпионка из Австралии решилась на этот непопулярный шаг и повысила свой рейтинг моментально.
Еще ни одна победительница Игр не решалась на такие изменения.
Во всем первая
Эллия Грин поистине уникальная спортсменка. Так было суждено, что она родилась и взрослела именно тогда, когда регби-7 стал олимпийским видом спорта. Трудно представить, но регби был представлен в программе Игр еще 1900 года. Но спустя 24 года оригинальный вариант игры получил бан от МОК. Как поговаривают, из-за массовых беспорядков в Париже, когда национальная команда уступила золото Олимпиады-1924 американцам.
В 2016 году Бразилия была удостоена чести принять первый турнир по регби-7 в олимпийской программе. В турнире девушек победу одержала команда Австралии, в составе которой и выступала Грин. Хотя спортсменка родилась на Фиджи, в юности она переехала на «зеленый континент» и после увлечения легкой атлетикой стала профессиональной регбисткой.
Через два года после Олимпиады Эллия взяла серебро на Играх Содружества. Но, к удивлению многих, на Олимпиаду-2020 в Токио австралийки не отобрались.
Как оказалось, это трагичное для девушек сборной событие послужило поводом для очень важных изменений в жизни Эллии Грин. Она давно размышляла о том, чтобы поменять пол, а в отсутствие следующего спортивного турнира приняла ключевое решение:
— Единственное, что меня поддерживало — это плановая операция. Это было то, до чего я буквально считал дни, — признается сейчас 29-летний Грин.
Так Эллия стала первой женщиной-олимпийской чемпионкой, которая сменила пол. Однако ее страдания на этом не закончились.
Важная роль
На фоне противостояния трансгендеров и спортивных федераций Грин не может молчать. Как известно, Международный союз регби запретил транс-женщинам участвовать в соревнованиях, а глава федерации легкой атлетики Себастьян Коу подчеркнул, что аналогичное решение может быть принято и в его ведомстве.
Несмотря на то, что Грин — пример противоположной истории, бороться за права всех трансгендеров ему никто запретить не может. Тем более в родных для мужчины видах спорта:
— Я думаю, что некоторые люди считают, что мы инопланетяне, только потому что мы не следуем социальной норме. Но представьте, что вы не можете заниматься любимым делом из-за того, как вы себя идентифицируете. Я думаю, что запрещать трансгендерам заниматься спортом — это постыдно и обидно, — отмечает Грин.
Грин уже завершил спортивную карьеру и теперь пытается изменить мир спорта. Например, записав видеообращение к участникам международного саммита в Канаде, посвященного борьбе с гомофобией и трансфобией в спорте. Многие спортсмены-трансгендеры точно возьмут пример с открытой позиции австралийца.
Новый поворот истории
Для более точного понимания исключительности Грин, стоит обратить внимание на историю спорта. За все время из наиболее известных спортсменок на такой шаг решались скорее из-за неправильного употребления стимулирующих препаратов, нежели из-за естественных причин.
Например, в XXI веке заметная трансформация произошла с соперницей Елены Исинбаевой немкой Ивонной Бушбаум. В 2007 году неоднократная призерка чемпионатов Европы в прыжках с шестом стала мужчиной. Не последнюю роль в этом сыграли как раз медицинские препараты, которые во время карьеры сильно влияли на гормоны бывшей женщины.
Еще более характерный пример из той же Германии — Хайди Кригер, которая с 16 лет принимала препараты, повышающие тестостерон до невероятного уровня. Чемпионка Европы-1986 в толкании ядра впала в депрессию, закончила карьеру в 24 года и сменила пол, став Андреасом.
Подобные примеры сильно отличаются от ситуации Эллии Грин. Но история австралийки в очередной раз подчеркивает, что мир меняется, и теперь смену гендера невозможно списать на допинг. Осталось разобраться, что делать с такими людьми в спорте и как обеспечить соблюдение их прав, не ущемляя права тех, кого устраивает свой пол от рождения.