Метафора про «муж — голова, жена — шея» мало того, что пестует гендерные стереотипы, так еще и не соответствует надеждам и чаяньям многих супружеских пар. Варианты жизненного уклада семей более разнообразны — с одной стороны; с другой — мы говорим о союзе двух взрослых половозрелых людей, странно размышлять о них в логике, что есть тот, кто главнее (и это всегда мужчина).
1. Эта метафора слабо применима к жизни
Еще в детстве я смотрела какой-то фильм с Фаиной Раневской. Она там произносила яркую (и характеризующий тип их отношений) фразу: «Муля, не нервируй меня». К этой ситуации тоже есть вопросы, поскольку она — перевертыш, и также демонстрирует модель подчиненный-подчиняющий. Но давайте так: в опыте любого из нас есть примеры того, как конструкция с «главой семьи» —мужчиной ломается об реальность, где всё решает и всем управляет женщина.
2. Обесценивает важность партнерства в отношениях
Возможно, кому-то и хочется, гордо приосанившись, почувствовать себя главным, но странно пытаться реализовывать это желание за счет семьи. Супружеские отношения — это ситуация партнерства, если повезет, долгого и взаимовыгодного. Пытаться присвоить себе власть над делянкой выглядит тухлой и не поддерживающей близость идеей.
3. Веет душком желания властвовать
Существует мысль, что некоторым семьям формат с «главой семьи» кажется подходящим. У меня как психотерапевтки к такому формату вопросы. Какие ценности реализует человек, которому важно ощущать себя «главой»? Что скрывается за желанием другого человека делегировать власть партнеру? Можно ли говорить о равных правах и возможностях супругов в таких отношениях? Какие культурные перекосы поддерживает такой тип отношений и к чему может привести?
4. Короткий путь к насилию
Частично отвечая на собой же поставленный вопрос из предыдущего пункта, резюмирую: патриархальный уклад, ведущий к зависимости (финансовой, психологической), нередко оказывается прочной базой для домашнего насилия. Увы, иерархии, его нередко подпитывают, добавляют «чувства правоты» агрессору и внушают позицию «терпи» пострадавшей.
5. Где голова, там и шея
У поговорки есть второе дно, про то, что исследовательницы Темкина и Здравомыслова называют «женской властью», которая как власть слабых основана на манипуляциях и хитростях. В такой картине мира маркер того, что вся власть в принятии решений у женщины, — это как раз подсвечивание ее в качестве шеи. И вот уже мужчина оказывается лишенным субъектности персонажем, которому только и остается — поворачиваться за решениями жены. Согласитесь, тоже мало похоже на партнерство и близость? Как будто одно только деление власти и есть. Так себе база для вдохновляющих отношений.
Лена Низеенко