Найти тему
Лайфхакер

9 советов, которые помогут написать понятный текст

Они пригодятся тем, кто хочет чётко доносить свои мысли в личном и деловом общении.

В издательстве «МИФ» вышла книга с мотивирующим названием — «Пиши, ленивая *опа». Это пособие для тех, кому нужно писать не для заработка, а для себя или для общения с другими. Автор — Паша Федоров, директор по продакшену в «Палиндроме», создатель Telegram‑канала «Паша и его прокрастинация» и бывший шеф‑редактор Лайфхакера. Предлагаем прочитать отрывок из шестой главы и узнать, как облечь свои мысли в понятный текст.

1. Будьте честны

Честность — вежливость королей и хороших писателей. Когда вы честны с читателем, он платит вам любовью (или её имитацией). Не пытайтесь обдурить людей: они поймут.

Если вы блогер, пожалуйста, не пытайтесь выдать рекламу за нерекламу. Это чаще всего выглядит глупо, наигранно и нечестно. У многих есть аргумент «меня читают умные люди, они понимают, где реклама, а где нет». Да, это так. И в этом как раз и заключается проблема: люди видят, что это реклама, и чувствуют фальшь. И доверие по чуть‑чуть, по капле, но падает. Вам не надо вешать транспарант «ЗА ЭТОТ ПОСТ МНЕ ЗАПЛАТИЛИ», но даже лёгкий намек очистит вашу совесть.

Но не забывайте: некоторые люди могут быть невнимательными. Однажды мне написала подписчица канала: рассказала, что ей нравится, и добавила, что единственные посты, которые её бесят, — записи про школу английского. «В общем, канал очень полезный, но вот этот конкретный пост — отборная чушь». Стоит ли говорить, что это была серия публикаций с хештегом #реклама? А она его даже не заметила.

2. Не выпендривайтесь, если не умеете

«Пролившийся на отдельные слои карельских бюджетников золотой дождь вызвал целую гамму чувств — от радостного удивления до обиды и недоумения. Мало кто понял, что это, собственно говоря, было».

Всегда, когда можно сказать прямо, говорите прямо.

3. Финтифлюшки

Этим кракозябристым словом я называю все слова и обороты, которые не играют роли в тексте, но нужны, чтобы передать правильные эмоции, тональность, настроение: шутки, сравнения, уменьшительно‑ласкательные интонации.

Сначала дело, а потом финтифлюшки и красивости.

Поясню на примере. У вас небольшой интернет‑магазин, нужно написать страницу «Доставка» на сайт. Вы, такие все модные, заверстали страничку, наполнили её умными оборотами «не работаем с» и «соблюдаем принципы», добавили больших картиночек, чтобы управлять вниманием. Круто, сочно, мощно!

А вот ваш клиент. Он заходит на страницу, чтобы узнать, доставляют ли до села Хренюковичи и сколько это стоит. И вот перед ним моднявая вёрсточка. И ему совершенно наплевать, что у вас за принципы. Он хочет знать, что там с Хренюковичами. Ему некогда читать ваши финтифлюшки: ему надо послезавтра своей Матроне вручить подарок. Он хочет понимать, доедет ли до его села посылка и не разорится ли он на доставке. И он либо хаотично проскроллит страницу, либо, если он продвинутый пользователь ПК, нажмёт Ctrl + F и вобьёт в поиск по странице какую‑то ключевую фразу. А потом плюнет себе под ноги и почешет за подарком в универмаг.

Короче, важное — в начало. А красивости, если совсем невмоготу, потом.

4. Чем короче, тем лучше

Чем в предложении или абзаце меньше слов, тем лучше. Чем короче, тем понятнее. Тем не менее не стоит доводить этот совет до абсурда и сокращать каждое предложение до подлежащего и сказуемого.

«Я пошёл. Пришёл. Сделал дела. Вернулся домой. Лёг спать. Хороший день».

Нет‑нет‑нет, не надо делать из себя бездумную машину по убиванию «лишних слов». Вспомните Оруэлла и новояз. Нам же нужно больше разных и красивых слов, но меньше. Я, когда пишу текст, формулирую его прямо на ходу. Из‑за этого повествование сбивается и появляются лишние куски. Пока пишу, есть ощущение, что они ни фига не лишние, а очень даже в тему и решают важную задачу. А начинаю переписывать — тьфу, на кой чёрт я сюда это тупое сравнение вписал? Понимаете, к чему я?

Чем короче вы пишете, тем понятнее выходит. Если вы вырезаете из текста лишние слова и фразы, то сокращаете читателю путь до основной мысли.

Смотрите:

«Выйдя со двора, я вдохнул запах листьев: осень уже приближалась, а я тем не менее ещё шагал в шортах и футболке, даже несмотря на прохладный ветер, — просто мне было тепло, тем более что шёл я на футбол».

Что мы узнали? О, да много чего. А теперь:

«На улице было прохладно, но я пошёл на футбол в шортах и футболке».

Что мы узнали теперь? Гораздо меньше, но ничего важного не потеряли. Просто убрали излишнюю художественность. Само собой, если ваши посты собирают тысячи лайков именно за такие подробности, просто игнорируйте мой совет. Но если нет — сокращайте.

Однако не злоупотребляйте.

Без длинных предложений, которые так странно построены, что кажется, будто они уже кончились и началась новая мысль, но нет, это всё ещё то же предложение, в которое напихали кучу всего и, возможно, не до конца согласовали, пропустили запятые или добавили лишние, а оно всё никак не кончается и не кончается, а ведь проблема таких предложений как раз в том, что люди теряют мысль, понимают, что им здесь не рады, и потому уходят, — думаю, нет смысла говорить, что вам это не приносит никакой пользы, а только вред и разочарование со стороны того, кто мог бы стать вашим ярым фанатом и восславлять все ваши творения во имя лучших людей этой Вселенной.

Поняли, что я хотел сказать? Вот и я уже не понимаю.

Как быть?

Просто перечитайте вслух! Все места, где спотыкаетесь, заслуживают внимания: где‑то можно сократить, где‑то добавить подробностей, где‑то поменять местами. Но не забывайте: делать это надо, когда уже готов первый черновик, а не в процессе. Иначе внутренний критик загрызёт вас.

Пишите короче, но не доводите до абсурда.

5. «Читатель должен катиться по маслу»

Этот совет мне когда‑то давно дал Влад Цыплухин, главный по продукту в издательском доме «Комитет». Дословно фраза звучит так (пришлось переворошить гору переписки, но я нашёл):

В тексте должен быть сюжет, читатель должен катиться по маслу с первой строчки до последней. Лучший способ написать хороший текст — двадцать раз его самостоятельно перечитать.

Ага‑ага, не лучшая метафора. Тем не менее довольно точная.

Если читатель идёт по тексту и постоянно спотыкается, это плохо. Или закроет, или не поймёт, или разозлится — куча вариантов, при которых всё идёт не по плану. Старайтесь делать так, чтобы читатель будто на ледянке скатывался по тексту.

Как быть?

Не поверите: перечитать вслух. И снова обратить внимание на все места, где спотыкаетесь. Незнакомое слово? Сложный оборот? Переписать и заменить!

6. Не пишите так, как говорите

Часто в книгах или блогах можно встретить совет: «Пиши, как будто говоришь». Пожалуйста, не надо. Когда мы говорим (если не готовились заранее), то мысли формулируем на месте: выбираем не самые простые конструкции, часто повторяем мысли. Это совершенно нормально.

Текст должен быть лаконичнее и чётче, чем речь.

Текст помогает сформулировать мысли, сфокусироваться и сказать только то, что вы хотите. Можно подумать. При разговоре такой блажи у вас часто нет.

Попробуйте писать не так, как говорите. Попробуйте говорить, будто пишете.

7. Мыслите мельче

Представьте: структура готова, и прямо сейчас ваша задача — написать абзац. Не статью целиком, не главу, не страницу — абзац. Как только этот рубеж преодолён, пора приниматься за новый. Большой текст — просто текст на много абзацев, а не большое беспробудное древнее зло, которое надо перепрыгнуть за один раз. Наоборот: чем мельче вы мыслите в процессе, тем лучше. Пишите абзацами, а не статьями.

Чтобы спланировать текст целиком, мы и говорили о структуре: вы просто выстраиваете скелет, строите мост (да, вот такие банальные метафоры лучше не использовать, плохой Паша, плохой). И просто взбираетесь на него.

Если вы смотрите на текст целиком, то легко застрянете. И хорошо, если где‑то посерединке или даже ближе к концу. С гораздо большей вероятностью вы просто не начнёте, потому что: ну это же сколько писать, да кто вообще с этим справится, да что такое творится‑то! А если вы воспринимаете свою работу как лестницу со ступеньками, то понимаете: одна ступенька, вторая, третья — и вот уже не так страшно, и вот уже ты где‑то наверху, и теперь главное — не смотреть вниз. Или смотреть и восхищаться собой.

Пишите текст абзацами, а планируйте до того, как начали.

8. Главное, чтобы вас понимали

Если вы пишете что‑то увеселительное, например любовный роман или заметку на «Пикабу», то главное, чтобы читателю было интересно. Во всех остальных случаях приоритетная задача — чтобы читателю было понятно.

Статья, пост в соцсети, личное или деловое письмо — задача всех этих текстов в том, чтобы вас поняли и правильно отреагировали.

И вот как раз для того, чтобы вас понимали, нужно строить адекватную структуру, подбирать незаезженные слова и проверять текст на ошибки. А не потому, что так принято.

Главное, чтобы вас понимали.

9. Боязнь простоты

Боязнь простоты — это когда человек опасается написать слишком просто, поэтому начинает докручивать текст всякими финтифлюшками, украшательствами и прочей бижутерией.

Вот, например, объявление в детском саду:

«29 мая делаем прививки». Не, как‑то слишком тупо и просто.
«29 мая будут сделаны прививки». Ну вот, стало получше. Но ещё как‑то несерьёзно.
«29 мая будет произведён процесс установки прививок». Вот, уже солидно, но, кажется, чего‑то не хватает. Хм. А, точно!
«29 мая будет произведён процесс установки прививок детям, не кормите их до детского сада». Так, опять просто! Что ж ты…

594 версии спустя:

«29.05.2019, согласно распоряжению администрации МОУАУСОУАУСОУСУАУАУУАШ „Детский сад „Петличка““, специалистами медицинского учреждения ГОБУУЗУЗ „Детская стационарная поликлиника № 666“ будет произведён плановый процесс проведения прививания человеческих особей возраста 4–6 лет. Процесс прививания должен производиться на пустой желудок, поэтому администрация детского сада настоятельно призывает не кормить всех принадлежащих семье детей в возрасте 4–6 лет до посещения МОУАУСОУАУСОУСУАУАУУАШ „Детский сад „Петличка““».

Если вам кажется, что пример слишком утрирован, то так и есть: я специально сделал его максимально стрёмным. Но вот вам другой пример. Открываю «ВКонтакте», а там в ленте пост от одного из друзей, дальше цитата.

«Вот так проходит в условиях пандемии заседание Межведомственной комиссии по отбору кандидатов для избрания в советы директоров и ревизионные комиссии акционерных обществ, принадлежащих Российской Федерации более чем на четверть, но не полностью («пакетников»)».

Эти люди живут среди нас, ребята.

Прихожу в ГИБДД писать объяснительную (записал на видеорегистратор чудака, который мчал по встречке на улице с односторонним). Всё написал, инспектор смотрит и говорит: «Добавь вот здесь фразу „данного автомобиля“». Зачем, зачем? Так положено, говорит. А дело, конечно, ни на кого не завели.

Пройдитесь по любым муниципальным учреждениям (детским садам, больницам) — все кругом пишут приказы, записки и объявления на канцелярском языке, потому что думают: «Слишком просто и неофициально писать нельзя». Само собой, такие текстики появляются по сотне причин, но боязнь, что покажется слишком просто и несолидно, — одна из них.

У меня для вас ужасные новости.

Писать просто не только можно, но и нужно.

Чем проще — тем понятнее. Чем понятнее, тем больше шанс, что вас воспримут правильно и станут доверять. А не это ли главное? Да‑да, именно это.

Общие правила понятного текста, советы по выбору слов и составлению структуры, заметки о сетевом этикете и упражнения для проверки себя — всё это можно найти в книге «Пиши, ленивая *опа».

Купить книгу Читайте также 🧐

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц