Найти тему
ИНОСМИ

Дневник: санкции задушат экономику России и "законсервируют" ее

  © Павел Бедняков
© Павел Бедняков

Чем дольше Москва под санкциями, тем выше цена, которую заплатит общество за их преодоление, пишет "Дневник". Российскую экономику ждет режим консервации. Это не принесет ей ничего хорошего. Впрочем, как и Европе и миру, считает автор статьи.

Петар Карабоев

Санкции Запада против России не дают желаемого результата, боевые действия на Украине не прекращаются, валюта стабильна и крепнет, арсенал новых мер иссякает, а потому лучше отменить санкции и найти компромисс с Владимиром Путиным.

Различные варианты этого тезиса все чаще можно услышать от политиков, аналитиков и журналистов.

Однако нечасто можно услышать, что через несколько недель после начала СВО фармацевтический сектор РФ с удивлением обнаружил, что ему неоткуда получить оборудование для контроля качества – что-то вроде арок над сборочными линиями, которые не производятся в стране и уже запрещены к экспорту на российский рынок.

А "Вкусно – и точка" (такое странное название после ребрендинга получили бывшие заведения Макдоналдса) испытывает острую нехватку картофеля фри. Не только потому, что для их производства не хватает российских предприятий, но и потому, что в России не выращивают нужные сорта картофеля. Та же история (помимо неконтролируемого роста цен на продукты на 10 – 250%) стоит за переименованием во многих ресторанах салата "Цезарь" в "Цезаридзе"– нет салата романо.

Кроме того, оказалось, что один из крупнейших в мире экспортеров газа и электроэнергии импортирует от 80 до 100% газовых турбин большой мощности, используемых на современных теплоэлектростанциях и газовых электростанциях (15% производства энергии). Россия не производит даже лопатки для этих турбин. Специалисты утверждают, что российские инженеры без проблем заполнят эту нишу… к 2030 году. Примерно в эти же сроки обещают появление 500 российских самолетов для гражданской авиации на смену Boeing и Airbus.

Эти примеры из реальной экономики, а не из данных статистики можно приводить долго. Их можно объяснить неизбежной на первых порах растерянностью российской экономики от санкций, которые страна скоро преодолеет. Не прекращая боевые действия.

Неделю назад болгарское издание "Капитал" опубликовало статью "Вне мифов: российская экономика серьезно искалечена", в которой рассказывается, как пятеро исследователей из Йельского университета разбивают миф об "устойчивости" российской экономики в одном из первых экономических анализов ситуации в стране за 5 месяцев СВО.

К тем же выводам пришла группа российских экономистов и аналитиков в подробном отчете "Санкционная ловушка" в интернет-издании The Bell. Его ведут из-за границы одни из самых талантливых редакторов российской деловой журналистики, изгнанные режимом Владимира Путина. Вот один из их основных выводов:

"Долгосрочные многочисленные санкции усиливают весь комплекс негативных тенденций в общественном развитии подсанкционной страны: ведут к дальнейшей автократизации, ухудшению ситуации с правами человека, изоляции и сведению внешних партнеров к узкому кругу "посредников" с внешним миром. То есть ведут к многогранному консервированию "неразвития" и как следствие – к долгосрочной утрате конкурентоспособности и международного влияния. Другими словами, способность страны противостоять санкциям оборачивается для нее большими потерями в долгосрочной перспективе".

Санкции никогда не вводились для предотвращения или пресечения агрессии. Их цель – сделать агрессию дорогой и с годами с помощью изоляции довести российскую экономику до состояния, в котором она будет технологически отставать как минимум на 10 лет. В этом смысле для желаемого эффекта важнее санкции в отношении импорта, а не экспорта России. В прошлом году почти половина импорта страны пришлась на страны, которые сейчас ввели санкции. Также в 2021 году 49% российского импорта составляли машины и оборудование.

Еще одна цель санкций – вызвать такой шок в структуре российской экономики, чтобы она перестала использовать экспорт сырья (ископаемого топлива, металла и т.д.) как политическое оружие. Это уже происходит, как бы ни скрывал это Кремль.

После 24 февраля из публичного доступа исчезли следующие официальные данные:

1. Данные о владельцах финансовых учреждений (банки, страховые компании и т.д.)

2. Данные о внешней торговле

3. Данные об экспорте

4. Данные об импорте

5. Ежемесячные данные по добыче нефти и газа

6. Входящий и исходящий капитал

7. Финансовая отчетность и информация о советах директоров крупнейших компаний

8. Данные о прямых иностранных инвестициях

9. Пассажиропоток авиакомпаний и аэропортов

10. Список участников системы передачи финансовых сообщений

11. Детали бюджетной отчетности

12. Данные ЕГРН (информация о правах на недвижимое имущество) в процессе закрытия (с 1 сентября)

13. Трансграничные переводы физических лиц (резидентов и нерезидентов)

14. Квартальные данные о графике погашения внешнего долга Российской Федерации

15. Состояние золотовалютных резервов Российской Федерации

16. В списках абитуриентов в вузы засекречены данные о детях военнослужащих, принимавших участие в СВО (у них есть привилегии)

О том, что экспорт "Газпром" в дальнее зарубежье сократился на треть с начала года, стало известно в середине июля. Едва ли к концу года 33,1% (почти 72 миллиарда кубометров) превратятся в 40%. Статистика включает ЕС, Китай и Турцию. Производство также сократилось на 10,4%, при этом рост внутреннего спроса ниже 2%.

"Газпром" получает достаточно прибыли от роста цен, вызванного резким ограничением экспорта в Европу, но куда денется этот газ, когда Европа через несколько лет найдет других поставщиков? У переориентировки на азиатские рынки есть свои ограничения, в том числе логистические: газопроводов в этом направлении не хватает. Строительство инфраструктуры с мощностью, близкой к потерянному экспорту в Европу, потребует 10, а возможно, и 15 лет.

То же самое касается и нефти. У поворота на восток есть своя цена, сейчас это скидка 25-30% по сравнению с ценами для Европы. К маю индийский импорт сорта Urals подскочил на 658% по сравнению с аналогичным периодом за 2021 год. По Китаю рост составил 205%, а по Азии в целом - 347%. И все же физический объем российского экспорта падает, и все вероятнее, что путинская агрессия спровоцирует рецессию, т.е. снижение спроса на нефть в мире в целом.

Официально нефтегазовый сектор занимает всего 20-22% российской экономики. Однако он основной экспортер и импортер валюты и в 2022 году должен восполнить 40% доходов федерального бюджета. Несмотря на скудность официальных данных, российскому изданию "Ведомости" удалось узнать, сколько нефти, газа и металлов идет на экспорт. В июне продажи газа снизились на 40%, нефти – на 10%, металлов и металлургической продукции – на треть (согласно проекту стратегии развития отрасли, разработанному Минпромторгом, внутренне потребление металлургической продукции и объемы экспорта вернутся к уровню 2019-2020 гг.через 8 лет – к 2030 году).

Доходы в несколько раз выше, чем в 2021 году, но 5 декабря вступает в силу эмбарго ЕС на нефть, а в конце года — и на нефтепродукты. Подсчеты российских экономистов показывают, что в мае экспорт составил 45 миллиардов долларов (при импорте на 15 миллиардов), из них группа нефть/газ/металлы принесла около 30 миллиардов долларов, нефтепродукты - еще 8 миллиардов. Для всего остального, в том числе угля и удобрений, остаются 6 миллиардов долларов, то есть продажа энергетического сырья и металлов приносит наибольшую прибыль.

В опубликованной в середине июля статье The Bell экономисты и политологи объясняют, что чем дольше страна под санкциями, тем выше цена, которую заплатит российское общество за их преодоление. У каждой санкции свой срок достижения максимального эффекта. По оценке бывшего заместителя председателя Центрального банка России Сергея Алексашенко, санкции, наложенные на Россию в 2014–2015 годах, привели к потере 16% потенциального ВВП к 2021 году.

"Финансовые санкции оказались неэффективными в краткосрочной перспективе, но их среднесрочные и долгосрочные последствия еще будут ощущаться в будущем. Эффект торговых и логистических санкций можно будет полностью оценить только через несколько месяцев после их введения. Наконец, санкции в отношении импорта технологий пока слабо проявились, но они будут иметь самые тяжелые последствия в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

План властей с корнем вырвать формировавшиеся десятилетиями связи российского бизнеса с западными поставщиками и заместить их партнерами из азиатских стран неосуществим по причине отсутствия соответствующей инфраструктуры и мотиваций у этих партнеров учитывать несырьевые интересы России.

Относительные успехи процесса "структурной трансформации" — адаптации экономики к новым и худшим условиям — будут зависеть от того, в какой мере этот процесс будет опираться на свободное перераспределение ресурсов в экономике и стимулы рынка, а в какой — на политические приоритеты, принудительные ограничения и давление".

В контексте того, что Россия еще не одержала победу на Украине – по крайней мере, согласно первоначально озвученным намерениям, которые то исчезают, то появляются в Москве, – нельзя исключать, что в какой-то момент Путин будет вынужден перейти к режиму военной экономики, т.е. государство будет диктовать, где, что и по какой цене производить и куда поставлять.

Кремль спровоцировал кризис, которого страна еще никогда не испытывала:

· Механизмы развития нынешнего кризиса отличаются от тех, к которым Россия привыкла за последние 25 лет.

· Темпы сокращения ВВП превышают показатели кризиса 2015 года, а снижение объема производства основного бизнеса по сравнению с пиковыми значениями декабря 2021 года составляет более 7%.

· Экономика испытывает ограничения как со стороны предложения, так и со стороны спроса из-за влияния на доходы россиян.

· Геополитическое противостояние и СВО не позволят использовать бюджет и средства Фонда национального благосостояния для оказания реальной поддержки.

Для описания структурных последствий, которые приведут к крупномасштабным изменениям в экономике, используется термин "технологически регрессивное импортозамещение". Авторы прямо называют этот процесс "примитивизацией экономики". И делают следующие выводы:

· Утратив доступ к западным технологиям и компонентам, экономика будет замещать соответствующую продукцию в кооперации с менее развитыми странами, получая от них менее качественные и современные технологии и компоненты по более высоким ценам.

· Параллельно в связи с примитивизацией экономики будут утрачены часть человеческого капитала, развивавшийся в последние годы сектор хайтека и достигнутый уровень цифровизации экономики.

· После этого отката в развитии российская экономика, скорее всего, не выйдет на новую траекторию, а войдет в режим консервации, характерный для находящихся длительное время под санкциями стран, проигрывая конкуренцию за долю прибыли и рынки вследствие ограничений доступа к технологическому импорту и социального застоя.

Иными словами, российскую экономику сперва стерилизуют, а затем законсервируют. О социально-политическом "эффекте консервы" в результате изоляции экономики посредством санкций писали не раз. И, если это произойдет с Россией, в будущем этот эффект не предвещает ей ничего хорошего. Как и Европе и всему миру, ведь никогда еще столь масштабные санкции не применялись в отношении такой крупной экономики и важного источника энергии, сырья и продовольствия.

Авторитарный режим Путина еще сильнее консолидируется и, если президента уберут, скорее всего, наступит период не демократизации, а авторитаризма, возможно, еще более жесткого.

Так Россия придет к состоянию "консервы" –изолированной и технологически отсталой страны, в которой не развиваются демократические процессы, в том числе и в экономике. Однако история предостерегает от крайней экономической изоляции России: достаточно вспомнить, как в 1930-40-х Япония начала войну в Тихом океане после масштабной импортной блокады.

Оригинал статьи