Конкурентный анализ – это изучение конкурентов с разными целями, которые зависят от задач бизнеса. Мы разберемся с пользой, которую компания может получить от такого анализа, позже. Для начала посмотрим, кого именно мы можем изучить.
«Яндекс практикум» выделил 3 группы конкурентов:
● Прямые – «предлагают идентичные товары и услуги. Например, “Самокат” и “Яндекс Лавка” – прямые конкуренты».
● Непрямые – «предлагают похожие товары и услуги. Например, для KFC непрямой конкурент – Subway. Оба бренда предлагают фастфуд, решают задачу с питанием, но разными способами», – поясняет портал.
● «Подменные» – «предлагают разные услуги, но могут быть заменены друг другом.
Например, есть приложение для игры в шахматы, чтобы поддерживать мозг в форме. Оно конкурирует с образовательными и развлекательными приложениями, которые учат новым испанским словам каждый день или разгадыванию японских сканвордов. Все эти приложения поддерживают активность мозга и помогают узнавать новое, одно легко заменяется другим».
Мониторинг активности всех трех групп конкурентов поможет вам ответить на несколько важных вопросов:
1. Нужно ли мне запускать этот бизнес?
Если конкурентов на рынке нет, задумайтесь «о рисках входа в отрасль и почему никто до сих пор не зашёл».
Если конкурентов много, взвесьте свои силы. Для заплыва в «красный океан» нужно много ресурсов, потому что вам придется искать способы заинтересовать клиентов, которые уже выбрали продукты или услуги конкурентов.
2. Какие преимущества есть у моего продукта?
Вам нужно выделиться на рынке. Для этого нужно найти характерные отличия, которые позволяют вашему продукту превосходить конкурентов.
«Например, если сервис доставки еды строит позиционирование на скорости и обещает доставить заказ за 15 минут, нужно отстроиться по этому же параметру и доставлять за 10 минут или привлечь покупателей более разнообразным ассортиментом», – поясняет «ЯндексПрактикум».
3. Сколько стоит мой продукт/услуга?
Цена формируется из нескольких факторов. Один из важнейших – стоимость аналогичного продукта у конкурента. Однако, если ваш конкурент демпингует, не спешите следовать его примеру. Постоянное снижение цены может вызвать у потенциальных клиентов недоверие к товару, и точно повлечёт за собой финансовые потери.
4. Какую стратегию продвижения мне выбрать?
Анализируя поведение конкурентов, вы поймете, какие площадки стоит развивать, какие рубрики нужно внедрить и какой формат рекламы больше нравится аудитории.
«Например, рецепты блюд из товаров, которые доставляют конкуренты, собирают хорошие отклики в соцсетях. Можно подсмотреть идеи или, наоборот, выбрать другие темы и подачу контента – вместо блюд с дорогими ингредиентами сделать подборку разных обедов с гречей на каждый день», – поясняет «ЯндексПрактикум».
5. Где взять идеи для развития и роста?
На открытых площадках конкурентов. В качестве примера портал приводит сервис по доставке еды, которому в соцсетях постоянно задают вопросы об открытии филиалов в городах России или за границей. «Можно использовать эту идею, чтобы исследовать региональный или международный рынок и выйти туда раньше конкурентов», – советуют «ЯндексПрактикум».
Помните, анализ конкурентов должен стать вашей рутиной. Нельзя один раз изучить соперника и всю жизнь опираться на полученную информацию. Наш мир меняется, и, чтобы развиваться, бизнесу нужно меняться вместе с ним. Для этого нужно постоянно получать новые данные. Анализируйте конкурентов перед открытием своего дела, перед запуском рекламных кампаний, перед расширением линейки продуктов, во время хороших продаж и в период спада. Всегда!
Как часто ваша компания проводит анализ конкурентов?
Повышаем эффективность бизнеса вместе с ведущими российскими и международными компаниями! Приглашаем на мероприятия CFO Russia:
Четырнадцатая конференция «Корпоративный контроллинг»
Тринадцатая конференция «Повышение эффективности корпоративных бизнес-процессов»
Девятая конференция «Управление закупками»
Узнать все подробности, темы обсуждения, список участников и зарегистрироваться вы сможете по ссылкам🔝