Коллегия по уголовным делам Минского областного суда продолжает в четверг рассмотрение уголовного дела о попытке госпереворота. Сегодня в суд для дачи показаний вызвана свидетель со стороны защиты Александра Федуты была вызвана философ Ольга Абрамова. Накануне защитник пояснила суду, что вызывает Абрамову, чтобы она дала в суде характеристику Федуте.
Абрамова рассказала суду, что знакома с Федутой с 1993 года, тогда они познакомились в кулуарах телестудии, когда принимали участие в передаче. По ее словам, Федута уже тогда высказывался за мирные реформы.
"Он человек тонкой душевной организации и старомодного этикета. Он всегда при встречах с женщинами целовал им ручки", – сказала Абрамова.
Она отметила, что Федута не был радикалом и не стремился к власти, это не было его целью.
"Федута – человек принципов, он всегда был сторонником мирных перемен и никогда не стремился к власти. Власть никогда не была самоцелью. Он никогда не был радикалом", – сказал она.
Отвечая на вопрос прокурора, Абрамова заявила, что, по ее мнению Федута никогда не мстил за то, что ему пришлось более 20 лет назад уйти с должности из администрации президента.
Она также высказала свое отношение к тому, что он был задержан.
"У меня был шок, как он мог совершить такую глупость с такой структурой личности", – сказала Абрамова.
По ее мнению, его в это преступление втянул Дмитрий Щигельский. Отвечая на вопрос прокурора для чего ему нужен был Федута, Абрамова сказала: "мозги".
"Видеоуроки" Щигельского и Зенковича о свержении власти приобщили к делу
Государственный обвинитель огласил в суде распечатки бесед обвиняемого по делу о попытке переворота Юрия Зенковича с гражданином США Дмитрием Щигельским, которые они вели во время ток-шоу. По словам прокурора, всего таких "передач" было 46.
Ток-шоу, во время которых Щигельский и Зенкович обсуждали варианты свержения власти в Беларуси, транслировались в 2020 году.
Как следует из зачитанного гособвинителем, во время бесед Щигельский и Зенкович заявляли, что мирный путь для "свержения режима" в республики неприемлем.
"Мирные протесты - это просто форма самомазохизма, направленная на пополнение бюджета", - зачитал прокурор высказывание Щигельского.
В беседах заявлялось, что бархатные революции не для Беларуси, а кроме решения вопроса о силовом варианте захвата власти нужно также призвать к введению экономических санкций.
Часть диалогов между Щигельским и Зенковичем, которые оглашаются в суде, посвящены Николаю Автуховичу.
"Сегодня мы будем говорить про Автуховича, который поджигал машины и витрины, мы можем вспомнить про Дедка (Николая - Sputnik), анархистов, которых задержали возле границы и которых уже никто не вспоминает. А это те методы сопротивления, которые могут работать", - зачитал слова Щигельского прокурор.
При этом Зенкович полностью поддерживает данный посыл Щигельского.
"С Николаем Автуховичем я лично знаком далеко не первый год, очень уважаю этого человека. Не скрываю, что в сентябре (2020 года) я с ним встречался и обсуждал ситуацию в Беларуси. Автухович считает, что ситуацию может изменить народный трибунал", - процитировал гособвинитель Зенковича.
Щигельский в свою очередь отметил, что Автухович, несомненно, уважаемый человек, который понимает, что "шариками и цветочками этот режим не сковырнуть". При этом он называет Автуховича "героем белорусской революции".
"Сдал" жену
Показания в суде сегодня дал муж обвиняемой Ольги Голубович, он гражданин Молдовы, но живет и работает в Беларуси.
Отвечая на вопросы прокурора, муж обвиняемой подтвердил информацию о том, что его жена получала и передавала деньги от Юрия Зенковича, часть которых, как установит следствие, шли на оплату штрафов протестующих.
По его словам, за услуги Ольге Голубович платили каждый месяц по 200 долларов.
Муж Голубович также сообщил суду, что слышал информацию о том, что Зенкович планировал создавать в Беларуси "Партию Визионеров".
При этом он рассказал в суде, что предупреждал супругу, чтобы она опасалась вовлечения в политическую деятельность.
Муж Голубович уточнил, что деньги от Зенковича они прятали в виде "закладок", в том числе одна из них была на кладбище, там они спрятали пять тысяч долларов.
Обвиняемый Кравчук в суде заявил, что узнал свидетеля - он с ним встречался пару раз в сентябре 2020 года, получил деньги в размере двух тысяч долларов, после чего отвез из на вокзал и положил в ячейку камеры хранения.
45-летняя Ольга Голубович – единственная женщина среди фигурантов дела. Как следует из фильмов, которые весной прошлого года показали по государственному телевидению, она знакомая Зенковича, член Партии БНФ. Сообщалось, что она участвовала в передаче денег для тех офицеров армии, которые якобы были готовы участвовать в госперевороте.
"Ольга Голубович, 44 года, гражданка Беларуси, член партии БНФ, работала бухгалтером в минской фирме Зенковича "Американский юридический центр", – было рассказано в фильме.