Наверняка вы слышали о знаменитом «Арапе Петра Великого» – Абраме Петровиче Ганнибале? Он действительно существовал. Вопрос лишь в том, насколько его удивительная биография соответствует действительности? Похоже, и сам Абрам Петрович ее изрядно подредактировал еще при жизни, а довершил дело его гениальный правнук – Александр Сергеевич Пушкин.
Поэт, гений, фантазер
Между нами, «грешки против исторической правды» за Пушкиным числятся… Историки почти 200 лет, опираясь на факты, пытаются убедить публику, что и Сальери Моцарта не травил, и Борис Годунов царевича Димитрия не резал. Бесполезно – гения не оспоришь. Яркость сюжетов, образов, философских обобщений настолько ослепительна, что затмевает реальные события, легшие в основу произведения.
То же самое произошло и с Ганнибалом. Поэтическая фантазия Пушкина не знает границ. Из ссылки в Михайловском он пишет брату, упомянувшему, что Рылеев работает над поэмой о Полтавской битве:
Присоветуй ему изобразить там нашего дедушку. Черная арапская физиономия очень оживит картину битвы
Хотя поэт не мог не знать, что никакой Полтавы «дедушка» в глаза не видел. Все участники кампании, включая поваров и ездовых, были награждены особой медалью по специальному указу Петра. Этой почетной реликвии в семье Ганнибалов не было.
Версия официальная
В культурном пространстве закрепился красивый вариант биографии Ганнибала. Арапчонка из знатной африканской семьи, заложника при дворе турецкого султана, выкупил сербский дипломат, заодно исполнявший роль российского агента, и привез в подарок Петру.
Петр настолько полюбил смышленого мальчика, что дал образование, сделал своим личным секретарем и неразлучным спутником, поверяя ему все свои тайны и беря во все военные походы. После Петра «любимец царей и цариц» Ганнибал вдохновенно служил Государству Российскому на военно-инженерной ниве, дослужившись до генерал-аншефа.
Второе рождение Абрама Ганнибала
Абрам Петрович Ганнибалом-то стал на третьем десятке жизни: Петр I крестил его Петром Петровичем Петровым, а новые имя и фамилию дал фельдмаршал Миних, выписавший поддельный диплом на имя инженер-капитана Ганнибала.
То есть, похоже, что и инженером Абрам Петрович не был, хотя был неплохим чертежником. Это подтверждают архивные данные о том, что он действительно сопровождал Петра в Париж и измерял там некоторые здания. А затем был оставлен на несколько лет, но не для учебы в университете или училище, а для «обучения военному делу». То есть, попросту поступил на военную службу в прообраз французского иностранного легиона, где и дослужился до капитана.
Поддельные документы понадобились, чтобы «спрятать» Абрама от бесчисленных опасностей, которым арап подвергался в период дворцовых переделов, длившихся от Петра до Елизаветы. С ними Ганнибал отправился в Пярну, где и устраивал свою жизнь, пока не пришла пора напомнить о себе воцарившейся Елизавете.
Что связывало Ганнибала и Елизавету?
Подтверждаемая документами история арапчонка далека от распространенного мифа. Петр действительно крестил его в Вильне, но не «оставил при себе», а немедленно отправил барабанщиком в Преображенский полк. Музыканта из Абрама не вышло, а как чертежник, да еще и владеющий французским языком, он Петру через некоторое время понадобился для поездки в Париж.
Абрам вернулся из Парижа как раз в тот момент, когда 14-летняя Елизавета готовилась к браку с французским наследником. Он обучал ее французскому и вдохновлял симпатией к Парижу. Свадьба не состоялась – невеста выросла на две головы выше жениха, а и французы «отменили сделку». Но за время подготовки арап вызвал у принцессы дружеские чувства. А позже был сослан Меншиковым в Сибирь, как сторонник воцарения Елизаветы. И тайно покинул ссылку только после того, как Меншиков был низложен.
Поэтому и отправляется новой императрице челобитная:
Великая Государыня, Державнейшая и Пресветлейшая, бьет Вам челом… прошу решение по моему прошению учинить
Просит Ганнибал дать ему наследственное дворянство и герб. Что свидетельствует о полном отсутствии у него каких-то особых «милостей Петра» - капитан-инженер безроден и испытывает финансовые трудности. Все «милости» - звания, назначения, землю с крепостными, награды – он получает уже от Елизаветы. «Дщерь Петрова» умела ценить преданность.
Нельзя сказать, что в своем «Арапе Петра Великого» Пушкин совсем уж врал. Он руководствовался «семейственными преданиями» - рассказами бабушки – и предсмертными воспоминаниями Ганнибала, записанными по-немецки его зятем. То есть, по сути – транслировал биографию, которую придумал себе сам Ганнибал, испытывающий вполне объяснимое стремление оставить о себе память покрасивее.
А как вы думаете, что в конце концов остается в истории – малоприглядная суета реальной жизни или красивая, яркая легенда?
P.S УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ, ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО ДЗЕН ОТКЛЮЧИЛ МОНЕТИЗАЦИЮ. БУДУ ОЧЕНЬ РАД, ЕСЛИ ВЫ ПОСТАВИТЕ ЛАЙК И НАПИШИТЕ КОММЕНТАРИЙ) СПАСИБО, ЧТО ЧИТАЕТЕ МОЙ КАНАЛ)